Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 09.08.2013 N 405-рп "Об Основных направлениях налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. № 405-рп

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года № 99-оз "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 мая 2010 года № 120-п "О Порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период":
1. Одобрить прилагаемые Основные направления налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - основные направления налоговой политики).
2. Исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствоваться Основными направлениями налоговой политики при формировании бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА





Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 августа 2013 года № 405-рп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА -
ЮГРЫ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

Основные направления налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года № 99-оз "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 мая 2010 года № 120-п "О Порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период".
При формировании Основных направлений налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов учтены положения:
Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года;
бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах";
Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года;
сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года 101-рп;
законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере налогообложения.
При формировании основных направлений налоговой политики также учтены результаты оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, предоставленных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, за 2012 год.
В трехлетней перспективе 2014 - 2016 годов основной целью налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры будет оставаться поддержка инвестиционной и инновационной деятельности организаций, стимулирование развития новых производств, развития малого и среднего предпринимательства, создание условий для повышения качества жизни граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
В этой связи необходимо обеспечить стабильность налоговой системы, повысить ее эффективность, усилить акценты, связанные с долгосрочным развитием экономики и социальной сферы, решением других приоритетных национальных задач, поставленных Президентом Российской Федерации, в части обеспечения долгосрочной макроэкономической стабильности, технологического обновления и модернизации производств, повышения роли малого и среднего бизнеса в экономике, создания новых высокопроизводительных рабочих мест, роста производительности труда, развития некоммерческого сектора экономики, предоставляющего услуги социального характера.
В плановом периоде 2014 - 2016 годов совершенствование налоговой политики в части налогообложения по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций будет осуществляться путем реализации мер, направленных как на стимулирование инвестиционной деятельности организаций, так и на повышение доходной части бюджета автономного округа.
Главным критерием эффективности налоговой политики должно стать достижение заявленных приоритетов, в связи с чем потребуется мобилизация финансовых ресурсов, повышение гибкости региональных финансов и обеспечение повышения эффективности бюджетных и налоговых расходов.
Реализация налоговой политики в 2012 году позволила обеспечить не только устойчивое социально-экономическое положение автономного округа, но и сформировать благоприятные макроэкономические условия для стабилизации производства и дальнейшего экономического роста.
Основные нововведения 2012 года затронули как основной сектор экономики Югры - топливно-энергетический комплекс в части стимулирования крупнейших налогоплательщиков при создании консолидированных групп включать в их состав нефтегазосервисные организации, так и особый сектор общественного производства для Югры - малый бизнес в части введения патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики автономного округа является необходимость обеспечения баланса интересов государства и бизнеса: государства - с точки зрения обеспечения социальных обязательств перед населением, бизнеса - с точки зрения возможности его дальнейшего развития.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций, являющийся федеральным налогом, сформировал в 2012 году 40,6% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа. Сумма поступлений налога на прибыль организаций в бюджет автономного округа составила 74399,6 млн. рублей, что на 2,8% ниже, чем в 2011 году.
Снижение доходов бюджета автономного округа в связи с применением организациями пониженной ставки налога на прибыль организаций по итогам 2012 года составило 13913,2 млн. рублей, что на 9,5% ниже, чем в 2011 году.

Решения, планируемые к принятию
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
в 2014 - 2016 годах по налогу на прибыль организаций

В целях стимулирования развития сектора некоммерческих организаций планируется снизить на 4 процентных пункта ставку налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет автономного округа, для социально-ориентированных некоммерческих организаций, у которых целевые поступления и средства целевого финансирования в общей сумме дохода составляют основную долю.
Учитывая специфику деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций получение прибыли такими организациями - лишь средство, условие, предпосылка достижения ее основных целей, которые в свою очередь не включают получение прибыли.
Предоставляя возможность оптимизировать налоговые расходы таким организациям, государством преследуется цель увеличить перечень, качество и разнообразие оказываемых услуг и, как следствие, повысить эффективность деятельности некоммерческого сектора экономики.
Предоставление льготы приведет к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций в бюджет автономного округа в 2014 году - 280 тыс. рублей, в 2015 году - 310 тыс. рублей, в 2016 году - 340 тыс. рублей.
В целом снижение доходов бюджета автономного округа, с учетом планируемых и установленных законодательством автономного округа налоговых преференций по налогу на прибыль организаций, составит в 2014 году 15641,0 млн. рублей, в 2015 году - 16112,7 млн. рублей, в 2016 году - 16546,0 млн. рублей.
С целью повышения эффективности предоставляемых налоговых преференций на территории автономного округа в плановом периоде 2014 - 2016 годов будет продолжена работа по:
совершенствованию системы мониторинга применяемых льгот по налогу на прибыль организаций;
осуществлению постоянного мониторинга инвестиционной деятельности в целях накопления и систематизации информации об инвестиционных процессах.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц, являющийся федеральным налогом, в 2012 году сформировал 33,8% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа. Сумма поступлений налога на доходы физических лиц составила 61895,4 млн. рублей, что на 10,6% выше, чем в 2011 году.

Решения, планируемые к принятию на уровне
Российской Федерации, влияющие на доходную часть бюджета
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
по налогу на доходы физических лиц

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов планируется внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц в отношении социально значимых выплат (доходов), совершенствования применения имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц, выравнивания налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц. Указанные меры налогового стимулирования направлены на развитие человеческого капитала.
Принятие мер на федеральном уровне влечет незначительное снижение доходов консолидированного бюджета автономного округа по налогу на доходы физических лиц. В связи с тем, что на федеральном уровне не определены перечень и размеры льготируемых расходов, оценка влияния решений, планируемых к принятию, требует их дополнительного изучения.

Акцизное налогообложение

Доходы от акцизов сформировали в 2012 году 2,3% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа. Сумма поступлений акцизов составила 4199,1 млн. рублей, что на 8,9% выше, чем в 2011 году.

Решения, планируемые к принятию на уровне
Российской Федерации, влияющие на доходную часть бюджета
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по акцизам

В части акцизного налогообложения в плановом периоде будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом на 2014 и 2015 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на сегодняшний день законодательством о налогах и сборах, за некоторым исключением.
В 2016 году ставки акцизов на алкогольную продукцию, произведенную с использованием этилового спирта, предлагается проиндексировать на 10,0% к уровню 2015 года. На остальные виды алкогольной продукции предполагается осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции 5,4%. Ставки на 2014 и 2015 годы предполагается оставить без изменений.
В 2014 году предполагается ликвидировать дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо между 3 и 4 классами за счет повышения размера ставки акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо 4 класса до уровня 3 класса. В 2015 году предлагается сохранить ставки акциза на моторное топливо 4 класса на уровне ставки для 3 класса. В 2016 году предлагается установить ставки акциза на моторные топлива 5 класса на уровне ставок акциза на моторные топлива 4 класса, которые будут действовать в 2015 году.
На прямогонный бензин на 2016 год предполагается установить ставки акцизов на уровне, превышающем как минимум на 10% ставку акциза на автомобильный бензин, не соответствующий 5 классу.
На автомобили легковые, прочие подакцизные товары (автомобили легковые, этиловый спирт, реализуемый лицам, не уплачивающим авансовый платеж акциза) ставки акцизов на 2014 - 2015 годы предлагается сохранить, а в 2016 году осуществить индексацию в размере 10,0% к уровню 2015 года.
В целом существенного увеличения доходов бюджета автономного округа в связи с решениями, планируемыми к принятию на федеральном уровне, не прогнозируется.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций, являющийся региональным налогом, в 2012 году сформировал 18,8% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа. Сумма поступлений налога на имущество организаций в бюджет автономного округа за 2012 год составила 34416,8 млн. рублей, что на 7,9% выше, чем в 2011 году.
За 2012 год сумма налоговых льгот по налогу на имущество организаций, предоставленных законодательством автономного округа, составила 8580,4 млн. рублей, из них 5068,8 млн. рублей приходится на льготы, предоставленные органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным организациям.
В целях децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации Государственной Думой принят Федеральный закон от 29 ноября 2012 года № 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 202-ФЗ) в части отмены с 1 января 2013 года льготы по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов. При этом для недопущения резкого увеличения налоговой нагрузки на организации естественных монополий предусмотрена поэтапная отмена льготы по налогу.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлены следующие ставки налога в отношении линейных объектов в 2013 году - 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1,0%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%.
По итогам 2011 года на территории Российской Федерации льготу по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов применили 8751 налогоплательщик на сумму 156316,1 млн. рублей, из них 125 организаций, или 1,4% от общего числа налогоплательщиков осуществляют свою деятельность на территории автономного округа. При этом льгота, приходящаяся на автономный округ, составила 14896,4 млн. рублей, или 9,5% от общей суммы льготы.
Принятые изменения на федеральном уровне позволят значительно повысить наполняемость доходной части бюджета автономного округа и направить дополнительные ресурсы на реализацию государственных программ автономного округа.
Дополнительные доходы бюджета автономного округа составят в 2014 году - 4739,8 млн. рублей, в 2015 году - 6771,1 млн. рублей, в 2016 году - 8802,4 млн. рублей.
При оценке влияния изменений законодательства на доходную часть бюджета автономного округа по налогу на имущество организаций необходимо учитывать положения Федерального закона № 202-ФЗ в части исключения из объектов налогообложения движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.
По предварительной оценке снижение поступлений по налогу на имущество организаций в бюджет автономного округа за счет исключения из объектов налогообложения движимого имущества составит в 2014 году - 1550,0 млн. рублей, в 2015 году - 2000,0 млн. рублей, в 2016 году - 2450,0 млн. рублей.
В целом изменения, внесенные Федеральным законом № 202-ФЗ, приведут к увеличению доходов бюджета автономного округа по налогу на имущество организаций в 2014 году - 3189,9 млн. рублей, в 2015 году - 4771,1 млн. рублей, в 2016 году - 6352,4 млн. рублей.

Решения, планируемые к принятию
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
в 2014 - 2016 годах по налогу на имущество организаций

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции региона.
Важным моментом нововведений 2012 года является смещение акцента в принятии решений по налогу на имущество организаций с федерального уровня на субъекты Федерации в части определения уровня налоговой нагрузки в отношении линейных объектов естественных монополий.
При принятии решения об установлении льготы по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов необходимо учитывать возможности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для решения первоочередных задач социально-экономического развития, при этом следует считаться с возможностями хозяйствующих субъектов проводить эффективную инвестиционную политику на территории автономного округа, которая направлена на обеспечение долгосрочного социально-экономического роста Югры.
В этой связи в целях осуществления постоянного мониторинга инвестиционной деятельности организаций, а также оценки влияния планируемых к предоставлению налоговых льгот на социально-экономическое развитие автономного округа планируется подписать соглашения об информационном взаимодействии между исполнительными органами государственной власти автономного округа и хозяйствующими субъектами.
Принятие решения по вопросу установления льготы по налогу на имущество организаций в отношении линейных объектов будет рассматриваться в перспективе в 2015 - 2017 годах на основании мониторинга инвестиционной деятельности в случае выявления положительных результатов эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот.
В периоде 2014 - 2016 годов планируется принять решения о предоставлении дополнительных преференций, а также усилении уже существующих механизмов налогового стимулирования организаций по отдельным видам деятельности, испытывающих трудности, и тех видов деятельности, которые являются малорентабельными и социально направленными, а также организаций, деятельность которых направлена на снижение нагрузки на окружающую среду.
1. Государственная политика в области развития малого предпринимательства в автономном округе направлена на создание благоприятных условий, в том числе посредством развития организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В целях развития сети инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в автономном округе планируется освободить бизнес-инкубаторы от уплаты налога на имущество организаций в размере 100% в отношении помещений, предоставляемых в аренду субъектам малого предпринимательства.
Предлагаемая мера позволит повысить эффективность оказания услуг субъектам малого предпринимательства по предоставлению имущественной поддержки, увеличить перечень и разнообразие проводимых обучающих и консультативных программ и семинаров и, как следствие, повысить эффективность деятельности малого бизнеса.
Предоставление льготы в отношении организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства приведет к снижению поступлений по налогу на имущество организаций в бюджет автономного округа в 2014 году - 2,6 млн. рублей, в 2015 году - 2,6 млн. рублей, в 2016 году - 2,6 млн. рублей.
2. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" утверждена Концепция развития рынка арендного жилья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 сентября 2012 года № 329-п). Арендное жилье - важный ресурс реализации социальной жилищной политики.
Одним из механизмов привлечения инвесторов на рынок арендного жилья должны стать меры налогового стимулирования. Так, в Югре с 1 января 2014 года планируется освободить организации от уплаты налога на имущество в размере 100% в отношении имущества, относящегося к наемному (арендному) жилью.
Учитывая постоянно растущий спрос населения на арендное жилье, предлагаемая мера будет способствовать решению задачи по повышению предпринимательской активности и налоговому стимулированию долгосрочных инвестиционных вложений в проекты по развитию рынка доступного арендного жилья как "крупных", так и "малых" частных инвесторов.
Предлагаемые меры налогового стимулирования характеризуются их социальной и экономической эффективностью, с одновременным решением задач развития рынка доступного арендного жилья и улучшения жилищных условий граждан в автономном округе. Так, по оценке экспертов до 2020 года обеспеченность арендным жильем достигнет 5 тыс. семей, проживающих в автономном округе, а объем совокупного ввода жилья - доходных домов - до 250 тыс. м3.
Предоставление льготы для организаций в отношении наемного (арендного) жилья приведет к снижению поступлений по налогу на имущество организаций в бюджет автономного округа в 2014 году - 5,7 млн. рублей, в 2015 году - 22,4 млн. рублей, в 2016 году - 44,1 млн. рублей.
3. Попутный нефтяной газ (далее также ПНГ) является ценнейшим углеводородным компонентом, выделяемым из добываемых, транспортируемых и перерабатываемых содержащих углеводороды минералов.
Решение проблемы рационального использования попутного нефтяного газа в автономном округе осуществляется посредством совместной работы органов государственной власти Российской Федерации, автономного округа и хозяйствующих субъектов.
В целом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре за 2012 год объем ПНГ составил 35,8 млрд. м3, при этом процент использования попутного нефтяного газа составил 89,1, увеличившись по отношению к 2011 году на 3,8%. Повышение уровня использования ПНГ в первую очередь связано с реализацией инвестиционных проектов в сфере утилизации и переработки попутного нефтяного газа и, как следствие, вводом новых объектов производственной инфраструктуры, способствующих повышению уровня рационального использования попутного нефтяного газа.
За 2012 год 76% всех ресурсов попутного нефтяного газа, или 24,3 млрд. м3 было переработано на газоперерабатывающих заводах Югры.
Существующие меры государственного стимулирования в сфере утилизации и переработки попутного нефтяного газа, такие как налоговые преференции, являются эффективным механизмом для организаций к наращиванию инвестиций.
Увеличение производственных мощностей газоперерабатывающих заводов, в качестве сырья использующих попутный нефтяной газ, обеспечивает дополнительный рост валового регионального продукта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года № 1148 "Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа" установлено предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа в размере не более 5% объема добытого попутного нефтяного газа.
Учитывая необходимость достижения целевого показателя, влияющего как на состояние окружающей природной среды, так и на развитие газохимического кластера Югры, в среднесрочной перспективе планируется усилить уже существующие меры налогового стимулирования для организаций, реализующих инвестиционные проекты в сфере разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа.
Так, планируется освободить организации, основным видом экономической деятельности которых является "Разделение и извлечение фракций из нефтяного (попутного) газа", от уплаты налога на имущество организаций в размере 50% в отношении имущества, относящегося к основным фондам газоперерабатывающих производств по перечню, утвержденному Правительством автономного округа.
В соответствии с инвестиционными планами организаций на территории Югры к 2015 году мощности по приему ПНГ будут увеличены на 2,75 млрд. м3, а его качественная переработка увеличится на 1,25 млрд. м3. Реализация инвестиционных проектов потребует создания свыше 300 высококвалифицированных рабочих мест, при этом на строительство промышленных объектов будет мобилизовано свыше 4500 человек.
Предоставление льготы приведет к снижению поступлений по налогу на имущество организаций в бюджет автономного округа в 2014 году - 130,6 млн. рублей, в 2015 году - 137,1 млн. рублей, в 2016 году - 144,0 млн. рублей.
4. В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре уровень газификации населенных пунктов природным газом составляет 39%, при этом в среднем по Российской Федерации к началу 2012 года - 63,2%.
Для обеспечения населения автономного округа сетевым газоснабжением реализуется целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2010 года № 313-п, включающая мероприятия по газификации населенных пунктов в автономном округе.
Реализация программы газификации населенных пунктов приводит к значительному увеличению количества объектов основных производственных фондов на балансах газораспределительных организаций и, следовательно, к увеличению налоговой нагрузки на организации, при этом именно в этом секторе газовой отрасли осуществляется удовлетворение потребностей конечного потребителя - населения, в связи с чем планируется освободить организации, занимающиеся распределением газообразного топлива, от уплаты налога на имущество организаций в размере 50% в отношении имущества, относящегося к газораспределительным сетям.
Предлагаемая мера налогового стимулирования будет способствовать реализации Генеральной схемы газоснабжения и газификации автономного округа, в соответствии с которой до 2020 года предусмотрено построить 933,9 км магистральных и 809,3 км внутрипоселковых газопроводов, что позволит перевести на газ 110 котельных установок и газифицировать 125549 квартир и домовладений, тем самым обеспечив 100% газификацию автономного округа.
Предоставление льготы приведет к снижению поступлений по налогу на имущество организаций в бюджет автономного округа в 2014 году - 12,5 млн. рублей, в 2015 году - 13,1 млн. рублей, в 2016 году - 13,8 млн. рублей.
5. Географическое положение Югры определяет сложности, связанные с доставкой почты населению. Услуги почтовой связи являются особенно социально значимыми для граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах автономного округа.
В целях снижения налоговой нагрузки на организации почтовой связи планируется освободить их от уплаты налога на имущество организаций в размере 50%.
Предлагаемая к установлению льгота позволит оптимизировать налоговые расходы организаций и направить высвободившиеся средства на повышение качества оказываемых почтовых услуг.
Предоставление льготы приведет к снижению поступлений по налогу на имущество организаций в бюджет автономного округа в 2014 году на 1,1 млн. рублей, в 2015 году - 1,1 млн. рублей, в 2016 году - 1,1 млн. рублей.
Вывод: реализация планируемых к принятию решений в автономном округе приведет к снижению поступлений по налогу на имущество организаций в бюджет автономного округа в 2014 году на 152,5 млн. рублей, в 2015 году - 176,3 млн. рублей, в 2016 году - 205,6 млн. рублей.
При этом в целом снижение доходов бюджета автономного округа, с учетом планируемых и установленных законодательством автономного округа льгот по налогу на имущество организаций, составит в 2014 году - 10826,7 млн. рублей, в 2015 году - 9016,2 млн. рублей, в 2016 году - 9012,9 млн. рублей.

Транспортный налог

Транспортный налог, являющийся региональным налогом, в 2012 году сформировал 1,3% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа. Стопроцентный норматив отчислений обеспечил поступления по транспортному налогу в местные бюджеты в размере 2310,3 млн. рублей, в том числе 51,6% - за счет поступлений налога от юридических лиц.
По итогам 2012 года снижение доходов консолидированного бюджета автономного округа в связи с предоставлением льготы по налогу составляет 105,8 млн. рублей, из них порядка 74,3% приходится на льготы, предоставляемые юридическим лицам.
В 2013 году принят Закон автономного округа от 23 февраля 2013 года № 5-оз "О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере налогообложения", в соответствии с которым ранее принятые решения об установлении льготы по транспортному налогу в отношении лиц и объединений лиц, осуществляющих традиционные виды деятельности, были усилены.
Так, в Закон автономного округа "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" были внесены изменения в части увеличения льготируемой мощности двигателя грузовых автомобилей транспортных средств со 100 до 200 лошадиных сил. Также расширен перечень категорий транспортных средств, льготируемых при осуществлении традиционных видов деятельности коренными малочисленными народами Севера, - в состав включены самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно, катера с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил включительно.
Принятые меры позволят снизить налоговую нагрузку и тем самым повысить стимулирующую роль налоговой льготы в развитии территорий проживания, хозяйствования, промыслов и осуществления традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов на территории Югры.
В целом снижение доходов консолидированного бюджета автономного округа, в связи с установленными законодательством автономного округа льготами по транспортному налогу, составит в 2014 году - 790,8 млн. рублей, в 2015 году - 794,6 млн. рублей, в 2016 году - 798,6 млн. рублей.

Решения, планируемые к принятию на уровне
Российской Федерации, влияющие на доходную часть
консолидированного бюджета Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры по транспортному налогу

В 2013 году на федеральном уровне продолжена работа по налогообложению престижного потребления. В целях повышенного налогообложения дорогих транспортных средств Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 214-ФЗ "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий установление с 1 января 2014 года нормы, при которой сумма транспортного налога в отношении дорогостоящих легковых автомобилей будет исчисляться с применением повышающих коэффициентов.
Для целей налогообложения порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, на основании статистических данных, данных таможенной статистики и данных о сделках на соответствующие марки, модели легковых автомобилей и их модификации.
Оценка влияния на доходную часть консолидированного бюджета автономного округа в связи с решениями, планируемыми к принятию на федеральном уровне, требует их дополнительного анализа.

Решения, планируемые к принятию
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
в 2014 - 2016 годах по транспортному налогу

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 767-р (далее - распоряжение Правительства РФ № 767-р) в автономном округе планируется предоставить льготу по уплате транспортного налога за транспортные средства, использующие природный газ в качестве моторного топлива.
Основной целью предлагаемой меры должно стать стимулирование юридических лиц и физических лиц к приобретению новых автотранспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, а также перевод на использование газомоторного топлива транспортных средств с последующим их допуском к эксплуатации в соответствии с установленными нормами и правилами.
Предлагаемая мера налогового стимулирования характеризуется их экономической и экологической эффективностью, одновременно решая задачи энергосбережения и улучшения экологической обстановки.
Распоряжением Правительства РФ № 767-р определено Росстату по согласованию с МВД России, Минрегионом России и Минсельхозом России установить начиная с 1 января 2014 года формы федерального статистического наблюдения в отношении количества транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива.
Оценка влияния планируемых к принятию решений на доходную часть бюджета автономного округа будет проведена после формирования регистрирующими органами статистических данных.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес, являющийся региональным налогом, в 2012 году сформировал 0,002% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа. Сумма поступлений налога в бюджет автономного округа за 2012 год составила 3,8 млн. руб. В 2012 году на территории автономного округа осуществлял свою деятельность 31 пункт приема ставок букмекерских контор, 1 пункт приема ставок тотализатора.

Решения, планируемые к принятию
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
в 2014 - 2016 годах по налогу на игорный бизнес

В плановом периоде 2014 - 2016 годов внесение изменений в налоговое законодательство автономного округа по налогу на игорный бизнес не планируется.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы установлены для субъектов малого и среднего бизнеса и предусматривают упрощение порядка исчисления и взимания налогов, а также оптимизацию налоговой нагрузки.
По итогам 2012 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре количество налогоплательщиков, представивших в налоговые органы декларации по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов, составило 68999 единиц, или 97% от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, что на 3037 налогоплательщиков больше, чем по итогам 2011 года. Из них 41384, или 60% налогоплательщиков применяли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, 25621, или 37,1% налогоплательщиков - упрощенную систему налогообложения и 1994, или 2,9% налогоплательщиков осуществляли свою деятельность на основе патента.
Поступления от применения специальных налоговых режимов в 2012 году позволили сформировать 2,1% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа, что составило 3960,4 млн. рублей, в том числе:
поступления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сформировали 1,2% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа и составили 2305,0 млн. рублей;
поступления единого налога на вмененный доход сформировали 0,9% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа и составили 1645,4 млн. рублей;
поступления по налогу, взимаемому в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения сформировали 0,006 налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа и составили 11,2 млн. рублей;
поступления единого сельскохозяйственного налога сформировали 0,005% налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа и составили 10,1 млн. рублей.
Прошедший период ознаменован продолжением реформы по совершенствованию специальных налоговых режимов, основной целью которой является стимулирование развития малого предпринимательства. Так, с 2013 года на федеральном уровне скорректирован порядок применения действующих специальных налоговых режимов налогообложения, при этом патентная система налогообложения выделена в отдельную главу Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Думой автономного округа 9 ноября 2012 года приняты решения о введении в действие патентной системы налогообложения на территории Югры с 1 января 2013 года и об установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, а также установлении дополнительных видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения на территории автономного округа.
Патентная система налогообложения призвана повысить культуру ведения предпринимательской деятельности, упростить процедуру учета и отчетности, а также снизить расходы на эти цели, что позволит предпринимателям сосредоточиться непосредственно на рабочих вопросах развития своего дела.

Решения, планируемые к принятию
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
в 2014 - 2016 годах по специальным налоговым режимам

В 2012 году на федеральном уровне были приняты решения по реализации пенсионной реформы Российской Федерации. Так, с 1 января 2013 года размер фиксированного страхового взноса в государственные внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей увеличился в 2 раза и составил 35664,66 рублей.
Вследствие повышения размера фиксированного страхового взноса в государственные внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей в Югре с начала 2013 года по апрель 2013 года наблюдалось снижение количества физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, с 55,5 до 53,1 тыс. человек.
В целях стабилизации ситуации, учитывая высокую эффективность применения механизма установления пониженной ставки налога, в автономном округе планируется установить на 2014 год минимальную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в размере 5% в отношении категорий налогоплательщиков, относящихся к малым предприятиям, микропредприятиям, в том числе индивидуальным предпринимателям, использующим в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Установление минимальной ставки налога по упрощенной системе налогообложения приведет к снижению поступлений по упрощенной системе налогообложения в консолидированный бюджет автономного округа в 2014 году порядка 50,0 млн. рублей.
Предлагаемая мера налогового стимулирования обеспечивает сочетание экономической и социальной эффективности, одновременно решая задачи предотвращения сокрытия доходов организаций и предпринимателей, сокращения рабочих мест и снижения уровня заработной платы.

Налог на недвижимое имущество

Решения, планируемые к принятию на уровне
Российской Федерации, влияющие на доходную часть
консолидированного бюджета
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

В целях завершения реформы налогообложения объектов имущества физических лиц Минфином России подготовлен проект поправок к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект закона), предусматривающих введение в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимое имущество.
Проектом закона предусматривается переходный период до 1 января 2018 года, предполагающий постепенное введение налога на недвижимое имущество на всей территории Российской Федерации по мере готовности муниципальных образований к его введению.
Целью установления налога на недвижимое имущество является объединение действующих земельного налога для физических лиц и налога на имущество физических лиц.
Расчет налога будет исходить из кадастровой стоимости, которая наиболее приближена к рыночной стоимости объектов недвижимости.
В настоящее время земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости, налог на имущество физических лиц - с инвентаризационной стоимости имущества в ценах 1969 года с применением корректирующих коэффициентов.
Результаты государственной кадастровой оценки земель в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре утверждены Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2010 года № 343-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
В целях введения налога на недвижимое имущество на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, как и в других регионах России, проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2012 года № 549-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Приоритетной задачей исполнительных органов государственной власти автономного округа на 2013 год является обеспечение готовности муниципальных образований автономного округа к введению налога на недвижимое имущество в случае принятия федерального закона. Важным условием для введения налога на недвижимое имущество в муниципальных образованиях автономного округа является принятие соответствующих решений органами местного самоуправления.
В целях координации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа Правительством автономного округа создана межведомственная рабочая группа по координации мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании бюджета автономного округа и местных бюджетов, а также мероприятий, связанных с подготовкой к введению налога на недвижимость. Кроме того, Правительством автономного округа одобрен план мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании бюджета автономного округа и бюджетов муниципальных образований автономного округа. Налог на недвижимое имущество станет перспективным источником формирования доходов бюджетов муниципальных образований.
В настоящее время в соответствии с планом проводятся мероприятия по комплексной сверке и актуализации сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выявлению отсутствующих и/или недостоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимого имущества и их правообладателях на территории автономного округа в целях создания информационной базы, которая в дальнейшем будет использоваться для введения налога на недвижимое имущество.
На начальном этапе введения налога на недвижимое имущество необходимо исключить значительный рост налоговой нагрузки на физических лиц, сохранив на текущем уровне размер налоговых выплат.
Таким образом, прогнозируемый объем поступлений по указанному налогу будет соответствовать доходам, получаемым в настоящее время от уплаты физическими лицами земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Введение налога на недвижимость должно стать основным этапом в реформировании системы имущественного налогообложения в Российской Федерации, что позволит не только оптимизировать количество имущественных налогов, но и установить для определения налоговой базы единые подходы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости, повысить эффективность налогового администрирования, а также налоговую культуру налогоплательщиков по уплате имущественных налогов и, как следствие, все это положительно отразится на налоговых доходах местных бюджетов.


------------------------------------------------------------------