Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 09.08.2013 N 404-рп "О результатах оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых налоговых льгот в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за 2012 год"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. № 404-рп

О РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ЗА 2012 ГОД

В соответствии со статьей 8 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2004 года № 82-оз "О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2009 года № 28-п "Об утверждении Порядка оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот", на основании прилагаемой аналитической справки о результатах оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых налоговых льгот в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за 2012 год:
1. Отметить, что:
1.1. Налоговая политика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2012 году способствовала формированию благоприятных макроэкономических условий для роста экономики.
1.2. Результаты проведенной оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот свидетельствуют о стабильной производственной, финансово-экономической и инвестиционной деятельности организаций в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, что позволило обеспечить увеличение показателей финансово-экономической деятельности организаций, применивших налоговые льготы:
увеличение объема инвестиций на 29554,5 млн. рублей, или на 6,9% по отношению к 2011 году;
рост налоговой базы по налогу на имущество организаций на 71405,3 млн. рублей, или на 9,2% по отношению к 2011 году;
увеличение среднесписочной численности работников организаций на 2419 человек, или на 1,4% по отношению к 2011 году.
2. Направить настоящее распоряжение в Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА





Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 августа 2013 года № 404-рп

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ЗА 2012 ГОД

В целях обеспечения развития инвестиционной деятельности и повышения инновационного потенциала с учетом приоритетов социально-экономического развития автономного округа, увеличения качества и объема производимых товаров и услуг, развития рыночной инфраструктуры, активизации привлечения и эффективного использования материальных, финансовых ресурсов и передовых технологий организациям, осуществляющим свою деятельность на территории автономного округа, предоставляются налоговые преференции в соответствии с законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Оценка бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых налоговых льгот (в виде понижения налоговой ставки, уменьшения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет автономного округа, освобождения от уплаты налога) осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2009 года № 28-п "Об утверждении порядка оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот", для каждой категории налогоплательщиков по:
налогу на прибыль организаций,
налогу на имущество организаций,
транспортному налогу.
Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются в процессе формирования параметров прогноза социально-экономического развития и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период.
Оценка бюджетной, социальной и экономической эффективности по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу проводится на основании информации, представленной организациями в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 декабря 2004 года № 82-оз "О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 сентября 2005 года № 171-п "О порядке предоставления налогоплательщиками-организациями информации для анализа эффективности действия льгот по налогам".

I. Эффективность применения пониженной ставки
по налогу на прибыль организаций

Налоговая база организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, по итогам 2012 года уменьшилась на 37664,2 млн. рублей, или на 6,9% по отношению к 2011 году, и сложилась в объеме 510509 млн. рублей. В результате применения организациями пониженной ставки по налогу на прибыль сумма высвободившихся средств составила 19751,9 млн. рублей, что на 7,5% меньше, чем в 2011 году.
Объем инвестиций в основной капитал организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, составил 457239 млн. рублей, что на 6,9% больше, чем за 2011 год, из них 1504,6 млн. рублей направлены организациями на проведение энергосберегающих мероприятий (1495,0 млн. рублей в 2011 году).
Основные показатели деятельности организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, в разрезе категорий налогоплательщиков отражены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели деятельности организаций,
воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки
по налогу на прибыль, в разрезе категорий налогоплательщиков


Категории Налоговая база, Сумма Сумма Общая сумма Средне-
налого- тыс. рублей исчисленного высвобожденных инвестиций списочная
плательщиков налога, тыс. средств, тыс. в основной капитал численность
рублей рублей на территории работников
автономного округа, организации
тыс. рублей на территории
автономного
округа,
человек

2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012

Владельцы 538221608 494896564 75668001 69751032 21211889 19330350 408974342 428628231 120122 122695
лицензий на
пользование
участками недр
на территории
автономного
округа

Разделение и 139655 255360 25138 35750 0 10214 1560807 930324 797 796
извлечение
фракций из
нефтяного
(попутного)
газа

Обрабатывающие 685389 844834 121507 118277 1863 33793 636953 692535 1605 1676
производства

Строительство 521558 482058 73018 67488 20862 19282 456845 423673 1230 1279

Транспорт, за 4277896 3753355 746119 525470 23902 150134 960308 845312 13424 12973
исключением
трубопроводного
транспорта

Распределение 4307394 10224732 689183 1635957 86148 204495 14437927 25256454 2217 2253
электроэнергии

Сбор, очистка и 19640 52083 2750 7292 786 2083 657274 462464 1507 1496
распределение
воды

Итого 548173141 510508986 77320186 72146795 21343869 19751932 427684456 457238993 140902 143168


Характеристика бюджетного, социального и экономического эффекта по налогу на прибыль организаций приведена в таблице 2.

Таблица 2

Оценка бюджетного, социального и экономического эффекта
по налогу на прибыль организаций


Категории налогоплательщиков Струк- Коли- Коэф- Коэф- Коэф-
тура че- фици- фици- фици-
льготы, ство ент ент ент
% орга- бюд- соци- эко-
низа- жет- аль- номи-
ций, ной ной че-
шт. эф- эф- ской
фек- фек- эф-
тив- тив- фек-
ности ности тив-
<1> <1> ности
<1>

Владельцы лицензий на пользование 97,9 25 0,92 1,11 1,09
участками недр на территории автономного
округа

Разделение и извлечение фракций из 0,1 3 1,83 1,05 1,05
нефтяного (попутного) газа

Обрабатывающие производства 0,2 4 1,23 1,08 1,13

Строительство 0,1 3 0,92 1,11 1,15

Транспорт, за исключением трубопроводного 0,8 9 0,88 0,91 1,06
транспорта

Распределение электроэнергии 1,0 2 2,37 1,09 1,10

Сбор, очистка и распределение воды 0,01 1 2,65 1,04 1,03

Итого 100 47 х х х


--------------------------------
<1> Предельные значения коэффициентов бюджетной, социальной и экономической эффективности > = 0.

1.1. Эффективность применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, являющихся владельцами лицензий на пользование участками недр на территории автономного округа, содержащими месторождения углеводородного сырья.
Организациями, осуществляющими добычу полезных ископаемых и воспользовавшимися в 2012 году правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, добыто 248,2 млн. тонн нефти (на 0,4% ниже уровня 2011 года - 249,3 млн. тонн) или 95,9% от общего объема нефти, добытой на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При этом меры Правительства автономного округа, направленные на поддержку предприятий топливно-энергетического комплекса, в виде специальных режимов налогообложения позволили замедлить темпы снижения объемов с 7 млн. тонн в 2009 году до 3 млн. тонн в 2012 году.
Налоговая льгота стимулирует организации к инвестированию средств в основной капитал и в геологоразведочные работы, что позволяет в дальнейшем обеспечить необходимый для устойчивого социально-экономического развития автономного округа уровень запасов нефти.
Проводимая региональная политика направлена на воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородов. Объем инвестиций в геологоразведку увеличился на 3537,1 млн. рублей, или на 38% по отношению к 2011 году. Так, объем поисково-разведочного бурения увеличился на 27,1%, или 71,5 тыс. м по отношению к 2011 году и составил 305,0 тыс. м. В результате ожидаемый по итогам 2012 года прирост запасов за счет разведки, эксплуатационного бурения, а также переоценки по категории составил 316,7 млн. т, что свидетельствует о воспроизводстве минерально-сырьевой базы за 2012 год на 127,7% при добыче нефти 259,9 млн. т.
1.1.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 0,92, что ниже предельного значения.
Налоговая база организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, по итогам 2012 года уменьшилась на 43325,0 млн. рублей, или на 8% по отношению к 2011 году.
Причины снижения налоговой базы:
увеличение затрат в связи с приобретением 2 участков месторождений федерального значения: Северо-Рогожниковское, Имилорский (суммарные запасы приобретенных участков составляют 295,7 млн. т нефти, суммарные ресурсы - 26,6 млн. т нефти);
снижение добычи нефти;
увеличение капитальных затрат, направляемых на реализацию инвестиционных проектов, связанных непосредственно с добычей нефти и газа, а также инфраструктурных проектов в сфере строительства газотурбинных электростанций, компрессорных станций и трубопроводов;
отрицательное сальдо внереализационных доходов и расходов.
Новые правила определения налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, на итоги 2012 года повлияли несущественно. В последующих периодах возможность отрицательного или положительного влияния равнозначна и зависит не только от деловой активности организаций, но и от системности, стабильности мер государственной поддержки.
1.1.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,11, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 17,9% по отношению к 2011 году;
увеличением фонда оплаты труда на 12,5%;
увеличением среднемесячной заработной платы работников на 10%;
увеличением среднесписочной численности работников на 2,1%.
1.1.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,09, положительный эффект достигнут.
По итогам отчетного периода деятельность организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, характеризуется ростом объема промышленной продукции на 217444,8 млн. рублей, или на 9,3% по отношению к 2011 году, что обусловлено благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть, способствовавшей улучшению финансово-хозяйственной деятельности организаций. Средняя мировая цена на нефть марки "Urals" в 2012 году сложилась в объеме 110,5 доллара США за баррель, увеличившись по отношению к 2011 году на 1,1%.
Меры государственной поддержки стимулируют организации к проведению социально ответственной политики по отношению к населению, проживающему на территориях их дислокации. По итогам 2012 года на строительство объектов социальной сферы, благотворительность, благоустройство территорий ими было перечислено более 6,0 млрд. рублей. Наиболее крупные объекты, профинансированные в 2012 году:
строительство детских садов в г. Ханты-Мансийск, г. Когалым, Нефтеюганск, г. Урай, пгт. Пойковский, п. Сергино, п. Большие Леуши, п. Мулымья, с. Локосово;
капитальный ремонт школы, благоустройство г. Нефтеюганска, строительство спального корпуса Угутской школы-интерната;
строительство и реконструкция объектов здравоохранения в г. Урай, г. Когалыма, г. Лангепаса;
строительство и реконструкция культурных центров в г. Пыть-Яхе, г. Сургуте, г. Когалыме, г. Лангепасе, г. Покачи;
строительство и реконструкция физкультурных комплексов г. Когалыма, г. Лангепаса, г. Югорска, г. Урая, г. Советский, п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района, п. Верхний Казым, п. Сорум Белоярского района.
1.2. Эффективность применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, осуществляющих деятельность в области разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа.
1.2.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 1,83, положительный эффект достигнут.
Налоговая база организаций, осуществляющих деятельность в области разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа, за 2012 год увеличилась на 115,7 млн. рублей, или в 1,8 раза по отношению к 2011 году, что обусловлено увеличением производственной мощности газоперерабатывающих заводов.
1.2.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,05, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 5,8% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 13,6%;
созданием 105 рабочих мест.
1.2.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,05, положительный эффект достигнут.
По итогам отчетного периода деятельность организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, характеризуется ростом объема промышленной продукции на 1876,1 млн. рублей, или на 20,1% по отношению к 2011 году. В декабре 2012 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры запущена установка низкотемпературной конденсации и ректификации в рамках реализации инвестиционного проекта "Увеличение выработки широкой фракции легких углеводородов (далее - ШФЛУ) на Южно-Балыкском ГПК". На новой установке будет увеличена выработка ШФЛУ в среднем на 500 т/сутки.
1.3. Эффективность применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, осуществляющих деятельность в области обрабатывающих производств.
1.3.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 1,23, положительный эффект достигнут.
Налоговая база организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, по итогам 2012 года увеличилась на 159,4 млн. рублей или на 23,3% по отношению к 2011 году, это обусловлено увеличением объемов производства организаций, осуществляющих производство нефтепродуктов, которое предусматривает рост объема реализуемой продукции и, как следствие, увеличение налоговой базы.
1.3.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,08, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 8,3% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 4,4%;
созданием 71 рабочего места.
1.3.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,13, положительный эффект достигнут.
По итогам отчетного периода деятельность организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, характеризуется ростом объема промышленной продукции на 575,7 млн. рублей, или на 13,1% по отношению к 2011 году, это обусловлено проведением модернизации производства, которое позволило сменить структуру производства в сторону увеличения выпуска высококачественной продукции.
Доля организаций обрабатывающего комплекса в промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляет 3,2%. Наибольший удельный вес (35,3%) в структуре обрабатывающего сектора производства занимают организации по производству нефтепродуктов.
1.4. Эффективность применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, осуществляющих деятельность в области строительства.
1.4.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 0,92, что ниже предельного значения.
Налоговая база организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, по итогам 2012 года уменьшилась на 39,5 млн. рублей, или на 7,6% по отношению к 2011 году.
Причинами снижения налоговой базы является увеличение затрат в связи с уплатой процентов по привлеченным заемным средствам, увеличением затрат на транспортные расходы вследствие удаленности объектов строительства от мест дислокации строительных организаций.
1.4.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,11, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 10,7% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 4%.
1.4.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,15, положительный эффект достигнут.
В 2012 году деятельность организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, характеризуется ростом объема промышленной продукции на 587,1 млн. рублей, или на 15% по отношению к 2011 году.
1.5. Эффективность применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, осуществляющих деятельность в области транспорта, за исключением трубопроводного.
1.5.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 0,88, что ниже предельного значения.
Налоговая база организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, по итогам 2012 года уменьшилась на 524,5 млн. рублей, или на 12,3% по отношению к 2011 году.
Причины снижения налоговой базы:
деятельность крупнейшего железнодорожного перевозчика, входящего в консолидированную группу налогоплательщиков ОАО "РЖД", в частности, оказало влияние рыночной конъюнктуры на показатели организации по итогам 2012 года (снижение погрузки, продажа отдельных прибыльных подразделений ОАО "РЖД");
рост амортизационных отчислений в связи с приобретением основных средств (воздушных судов, автотранспортных средств, модернизация железнодорожных путей), повлекший увеличение материальных расходов, и, как следствие, сокращение налоговой базы. При этом принятые организациями решения в части обновления основных средств позволят обеспечить эффективную деятельность, направленную на развитие транспортной инфраструктуры и, как следствие, увеличение отчислений в бюджет.
1.5.2. Коэффициент социальной эффективности - 0,91, что ниже предельного значения.
Причиной снижения коэффициента эффективности является сокращение численности работников убыточных филиалов организаций.
1.5.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,06, положительный эффект достигнут.
В 2012 году организации, воспользовавшиеся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, увеличили объем производства товаров, выполненных работ и услуг на 707,0 млн. рублей, или на 5,8% по отношению к 2011 году.
1.6. Эффективность применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, осуществляющих деятельность в области распределения электроэнергии.
1.6.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 2,37, положительный эффект достигнут.
Налоговая база организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, по итогам 2012 года увеличилась в 2,4 раза по отношению к 2011 году и сложилась в объеме 10224,7 млн. рублей, это обусловлено вводом в эксплуатацию двух энергоблоков на базе ПГУ-400 в Сургутской ГРЭС-2.
1.6.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,09, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен в увеличении:
производительности труда на 8,7% по отношению к 2011 году;
фонда оплаты труда на 14,4%;
среднемесячной заработной платы работников на 9,5%;
среднесписочной численности работников на 1,6%.
1.6.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,10, положительный эффект достигнут.
В 2012 году организации, воспользовавшиеся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, увеличили объем производства товаров, выполненных работ и услуг на 8324,3 млн. рублей, или на 10,4% по отношению к 2011 году.
1.7. Эффективность применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, осуществляющих деятельность в области сбора, очистки и распределения воды.
1.7.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 2,65, положительный эффект достигнут.
Налоговая база организаций, воспользовавшихся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, по итогам 2012 года увеличилась на 32,4 млн. рублей, или в 2,7 раза по отношению к 2011 году, что обусловлено реализацией именных ценных бумаг российских компаний, которые находились в собственности более 15 лет.
1.7.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,04, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 4,2% по отношению к 2011 году;
увеличением среднемесячной заработной платы работников на 6,1%.
1.7.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,03, положительный эффект достигнут.
В 2012 году организации, воспользовавшиеся правом на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, увеличили объем производства товаров, выполненных работ и услуг на 20259 тыс. рублей, или на 2,6% по отношению к 2011 году.

II. Эффективность применения льготы
по налогу на имущество организаций

По итогам 2012 года правом на применение льготы по налогу на имущество организаций воспользовались 72 организации <2>, из них 14 организаций, реализующих инвестиционные проекты, которые включены в Реестр инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях применения налогоплательщиками льготы по налогу на имущество организаций (далее - Реестр).
--------------------------------
<2> Общее количество организаций, представивших информацию об использовании льготы по налогу на имущество организаций, в том числе 5 организаций, использующих не менее двух льгот одновременно.

На 1 января 2013 года в Реестр включено 120 проектов, в том числе 95 инвестиционных проектов в области добычи сырой нефти и природного газа. При этом по итогам 2012 года льгота по налогу на имущество организаций была применена по 109 инвестиционным проектам, по остальным 11 инвестиционным проектам ввод имущества планируется в 2013 и последующие годы.
Льгота для организаций, реализующих инвестиционные проекты, установлена в целях улучшения инвестиционного климата, развития инвестиционной деятельности с учетом приоритетов социально-экономического развития и диверсификации экономики автономного округа.
Суммарный объем среднегодовой стоимости имущества организаций, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличился на 97997,0 млн. рублей, или 9,6% по отношению к 2011 году.
Налоговая база по налогу на имущество организаций, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, по итогам 2012 года увеличилась на 71405,3 млн. рублей, или 9,2% по отношению к 2011 году.
В 2012 году сумма предоставленной организациям льготы по налогу на имущество организаций - 3497,2 млн. рублей, увеличившись на 687,9 млн. рублей, или на 24,5% по отношению к 2011 году.
Средства, высвободившиеся в результате применения льготы по налогу на имущество организаций, были направлены на увеличение рабочих мест, строительство объектов водоснабжения, строительство производственных зданий, реконструкцию тепловых сетей, приобретение и обновление основных фондов.
Основные показатели деятельности организаций, воспользовавшихся льготой по налогу на имущество организаций, в разрезе видов экономической деятельности отражены в таблице 3.

Таблица 3

Основные показатели деятельности организаций,
воспользовавшихся льготой по налогу на имущество,
в разрезе видов экономической деятельности


Наименование вида Среднегодовая Сумма льготы Средне-
экономической стоимость, тыс. в соответствии списочная
деятельности/ рублей с законодатель- численность
Категории ством работников
налогоплательщиков автономного организации
округа, тыс. на территории
рублей автономного
округа,
человек

2011 2012 2011 2012 2011 2012

Имущество, созданное 732001890 797777748 2422863 2747980 89048 90380
в процессе реализации
инвестиционных
проектов в сфере
добычи сырой нефти и
нефтяного (попутного)
газа и (или) добычи
природного газа и
газового конденсата
<*>

Имущество, созданное 49947185 65613720 115549 277212 91860 93231
в процессе реализации
инвестиционных
проектов в сфере
производства
электроэнергии
тепловыми
электростанциями

Имущество, созданное 3246602 7730317 6350 104878 772 877
в процессе реализации
инвестиционных
проектов в сфере
разделения и
извлечения фракций из
нефтяного (попутного)
газа <*>

Имущество, созданное 969779 2305972 14870 17045 1164 1255
в процессе реализации
инвестиционных
проектов в сфере
обработки древесины и
производства изделий
из дерева <*>

Имущество, созданное х 1912864 х 42083 4 5
в процессе реализации
инвестиционного
проекта в сфере
организации отдыха и
развлечений, операций
с недвижимым
имуществом

Владельцы лицензий за 422242473 441431652 х 1283 89043 90377
пользование участками
недр на территории
автономного округа
<*>

Организации в 619544052 646812519 78384 82141 116299 117918
отношении объектов
жилищного фонда <*>

Организации, 936 12104 х 138 32 37
осуществляющие
деятельность в
области лесного
хозяйства и
предоставляющие
услуги в этой области

Организации, 227915 207197 742 671 538 516
осуществляющие
производство пищевых
продуктов, включая
напитки

Организации, 2694281 3917517 22273 34680 2358 2232
занимающиеся
обработкой древесины
и производством
изделий из дерева и
пробки и (или)
производством мебели

Редакции средств 71312 75632 777 832 266 279
массовой информации,
учрежденных в
автономном округе

Организации, в 424790403 444453098 х 27093 89496 90823
отношении имущества,
относящегося к
объектам основных
фондов
природоохранного
назначения

Организации, в 437754902 458112049 147472 160712 99798 98926
отношении
производственных и
имущественных
объектов в сфере
водоснабжения,
водоотведения,
отопления и очистки
сточных вод

Итого <**> 1018881928 1116878976 2809281 3496747 139939 141682


--------------------------------
<*> В связи с тем, что 5 организаций пользуются льготами по основаниям, предусмотренным двумя и более нормами Закона № 190-оз (льготирование вновь созданного имущества в процессе реализации ИП; льготирование отдельных видов имущества, используемых в основной деятельности организации; льготирование определенных видов экономической деятельности), в таблице сведения данных организаций по показателям "среднегодовая стоимость" и "среднесписочная численность работников организации" отражены дважды и более, по каждому из оснований.
<**> Сведения по строке "Итого" отражены без учета дублирования данных по организациям, использующим 2 и более льготы.

Характеристика бюджетного, социального и экономического эффекта в отношении организаций, реализующих инвестиционные проекты, представлена в таблице 4.

Таблица 4

Оценка бюджетного, социального и экономического эффекта
в отношении организаций, реализующих инвестиционные проекты


Наименование вида экономической Струк- Коли- Коли- Коэф- Коэф- Коэф-
деятельности/категории тура че- че- фици- фици- фици-
налогоплательщиков льготы, ство ство ент ент ент
% орга- инве- бюд- соци- эко-
низа- сти- жет- аль- номи-
ций, цион- ной ной че-
шт. ных эф- эф- ской
про- фек- фек- эф-
ек- тив- тив- фек-
тов, ности ности тив-
ед. <3> <4> ности
<5>

Добыча сырой нефти и нефтяного 86,2 3 95 1,09 1,20 1,12
(попутного) газа и (или) добыча
природного газа и газового
конденсата

Производство электроэнергии 8,7 3 9 1,31 1,07 1,09
тепловыми электростанциями

Разделение и извлечение фракций из 3,3 4 10 2,38 1,06 1,20
нефтяного (попутного) газа

Обработка древесины и производство 0,5 2 2 2,0 1,09 1,18
изделий из дерева

Организация отдыха и развлечений, 1,3 2 2 х х х
операции с недвижимым имуществом

Итого 100 14 109 х х х


--------------------------------
<3> Предельные значения коэффициентов бюджетной эффективности > = уровень инфляции.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре уровень инфляции в декабре 2012 года к декабрю 2011 года составляет 103,32%, в том числе: по товарам 103,26%, по пищевым продуктам 101,42%, по услугам 103,42%.
<4> Предельные значения коэффициентов социальной и экономической эффективности > = 0.
<5> Предельные значения коэффициентов социальной и экономической эффективности > = 0.

2.1. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты в области добычи сырой нефти и нефтяного (попутного) газа и (или) добыча природного газа и газового конденсата.
2.1.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 1,09, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества организаций, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличилась на 65775,9 млн. рублей, или на 9% по отношению к 2011 году.
2.1.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,20, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 20,4% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 1,5%, или на 1332 человека.
2.1.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,12, положительный эффект достигнут.
Реализуемые организациями инвестиционные проекты позволили обеспечить прирост объема промышленной продукции на 123700 млн. рублей, или на 12,1% по отношению к 2011 году.
2.2. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты в области производства электроэнергии тепловыми электростанциями.
2.2.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 1,07, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества организаций, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличилась на 34855,7 млн. рублей, или на 7,4% по отношению к 2011 году. Этому способствовал запуск производственных мощностей в 2012 году:
первой очереди газотурбинной электростанции (далее - ГТЭС) на Каменном (западная часть) лицензионном участке, проектной мощностью 24 МВт;
ГТЭС на Восточно-Сургутском и Вачимском месторождении, мощностью по 36 МВт каждая.
2.2.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,05, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
ростом производительности труда на 4,9% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 1,5%.
2.2.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,06, положительный эффект достигнут.
Реализуемые организациями инвестиционные проекты позволили ввести новые производственные мощности, в связи с чем объем промышленной продукции увеличился на 61764,6 млн. рублей, или 6,5% по отношению к 2011 году.
2.3. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты в области разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа.
2.3.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 2,38, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества организаций в области разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличилась на 4483,7 млн. рублей, или в 2,4 раза по отношению к 2011 году.
2.3.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,06, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 5,8% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 13,6%;
созданием 105 рабочих мест.
2.3.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,20, положительный эффект достигнут.
Реализуемые организациями инвестиционные проекты позволили ввести новые производственные мощности, в связи с чем объем промышленной продукции увеличился на 1876 млн. рублей, или 20,1% по отношению к 2011 году.
2.4. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты в области обработки древесины и производства изделий из дерева.
2.4.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 2,0, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества организаций, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличилась на 1336,2 млн. рублей, или в 2,4 раза по отношению к 2011 году.
2.4.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,09, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 9,4% к уровню 2011 года;
увеличением среднесписочной численности работников на 7,8%;
созданием 91 рабочего места.
2.4.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,18, положительный эффект достигнут.
Реализуемые организациями инвестиционные проекты позволили ввести новые производственные мощности, в связи с чем объем промышленной продукции увеличился на 444,3 млн. рублей, или на 17,9% по отношению к 2011 году.
2.5. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты в сфере организации отдыха и развлечений, операций с недвижимым имуществом.
Реализуемые организациями инвестиционные проекты позволили ввести в 2012 году в эксплуатацию торгово-развлекательные центры на территории автономного округа. Среднегодовая стоимость имущества, созданного в процессе реализации инвестиционных проектов, составила 1912,9 млн. рублей, объем промышленной продукции - 41058,8 млн. рублей.
Расчет коэффициентов бюджетной, социальной и экономической эффективности не возможен ввиду отсутствия данных за 2011 год.
Характеристика бюджетного, социального и экономического эффекта льгот по налогу на имущество по видам экономической деятельности за исключением организаций, реализующих инвестиционные проекты, представлена в таблице 5.

Таблица 5

Оценка бюджетного, социального и экономического эффекта
льготы по налогу на имущество по видам
экономической деятельности (за исключением организаций,
реализующих инвестиционные проекты)


Наименование вида экономической Струк- Коли- Коэф- Коэф- Коэф-
деятельности/Категории налогоплательщиков тура че- фици- фици- фици-
льготы, ство ент ент ент
% орга- бюд- соци- эко-
низа- жет- аль- номи-
ций, ной ной че-
шт. эф- эф- ской
фек- фек- эф-
тив- тив- фек-
ности ности тив-
<3> <4> ности
<5>

Владельцы лицензий на пользование 0,4 1 1,05 1,04 1,06
участками недр на территории автономного
округа

Организации - в отношении объектов 26,7 10 1,04 1,09 1,11
жилищного фонда

Организации, осуществляющие деятельность 0,001 2 12,93 4,45 5,14
в области лесного хозяйства и
предоставляющие услуги в этой области

Организации, осуществляющие производство 0,2 2 0,91 1,07 1,02
пищевых продуктов, включая напитки

Организации, занимающиеся обработкой 11,4 5 1,45 1,18 1,12
древесины и производством изделий из
дерева и пробки и (или) производством
мебели

Редакции средств массовой информации, 0,3 4 1,06 1,11 1,16
учрежденные в автономном округе

Организации - в отношении имущества, 8,9 4 1,05 1,04 1,06
относящегося к объектам основных фондов
природоохранного назначения

Организации - в отношении 52,1 30 1,05 1,09 1,10
производственных и имущественных объектов
в сфере водоснабжения, водоотведения,
отопления и очистки сточных вод

Итого 100,0 58 х х х


2.6. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций в отношении лицензионных участков недр на территории автономного округа.
2.6.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 1,05, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества по итогам 2012 года увеличилась на 19189,2 млн. рублей, или на 4,5% по отношению к 2011 году.
2.6.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,04, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 4,1% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 1,5%.
2.6.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,06, положительный эффект достигнут.
По итогам 2012 года организация, воспользовавшаяся льготой, увеличила объем производства товаров, выполненных работ и услуг на 42426,4 млн. рублей, или на 5,6% по отношению к 2011 году.
2.7. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов жилищного фонда.
2.7.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 1,04, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества организаций, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличилась на 27268,5 млн. рублей, или на 4,4% по отношению к 2011 году. При этом среднегодовая стоимость объектов жилищного фонда увеличилась на 341,5 млн. рублей, или на 4,8% по отношению к 2011 году.
2.7.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,07, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 7,1% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 1,4%.
2.7.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,09, положительный эффект достигнут.
По итогам 2012 года организации, воспользовавшиеся льготой, увеличили объем производства товаров, выполненных работ и услуг на 115400 млн. рублей, или на 8,6% по отношению к 2011 году.
2.8. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций, осуществляющих деятельность в области лесного хозяйства и предоставляющих услуги в этой области.
2.8.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 12,93, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества организаций, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличилась на 11167,8 тыс. рублей, или в 12,9 раза по отношению к 2011 году.
На увеличение показателя среднегодовой стоимости имущества повлияла смена основного вида экономической деятельности организациями в области предоставления услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию машин для лесного хозяйства на вид деятельности "лесозаготовка", а также приобретение основных средств, участвующих в технологическом процессе лесозаготовок.
2.8.2. Коэффициент социальной эффективности - 4,45, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен ростом среднесписочной численности на 15,6% по отношению к 2011 году.
2.8.3. Коэффициент экономической эффективности - 5,14, положительный эффект достигнут.
Объем производства товаров, выполненных работ и услуг за 2012 год увеличился на 43,4 млн. рублей, или в 5,1 раза по отношению к 2011 году, это обусловлено увеличением объема выпуска продукции.
2.9. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций в области производства пищевых продуктов, включая напитки.
2.9.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 0,91, что ниже предельного значения.
Причиной снижения коэффициента эффективности является реализация транспортных средств, соответственно среднегодовая стоимость имущества по итогам 2012 года снизилась на 20,7 млн. рублей, или на 10% по отношению к 2011 году.
2.9.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,07, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 6,5% по отношению к 2011 году;
увеличением фонда оплаты труда на 4,4%;
увеличением среднемесячной заработной платы работников на 12%.
2.9.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,02, положительный эффект достигнут.
Организации, воспользовавшиеся льготой, увеличили объем производства товаров, выполненных работ и услуг на 14,8 млн. рублей, или на 2,2% по отношению к 2011 году за счет освоения новых видов технологий и расширения ассортимента хлебобулочных изделий, привлечения новых потребителей и своевременного их обеспечения качественной продукцией.
2.10. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций в области обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки и (или) производства мебели.
2.10.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 1,45, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества организаций, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличилась на 1223,3 млн. рублей, или на 45,4% по отношению к 2011 году.
2.10.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,18, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 18,1% по отношению к 2011 году;
увеличением фонда оплаты труда на 13,2%;
увеличением среднемесячной заработной платы работников на 17,8%.
2.10.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,12, положительный эффект достигнут.
Организации, воспользовавшиеся льготой, увеличили объем производства товаров, выполненных работ и услуг на 569,6 млн. рублей, или на 11,8% по отношению к 2011 году.
Одна из организаций, воспользовавшаяся льготой, достигла 80% проектной мощности и увеличила объем производства древесностружечной плиты (ДСП) на 14,7%, что составило 115,8 тыс. усл. куб. м против 101 тыс. усл. куб. м в 2011 году. При этом производство ламинированной ДСП увеличилось на 33%, обеспечив долю в общем объеме производства до 89,7% (2011 - 77,3%). Остается востребованной фанера хвойная, объем ее производства увеличился в 2,7 раза.
В 2012 году увеличилось производство деревянных домов заводского изготовления на 13,1% <6> и составило 29,2 тыс. кв. м против 25,8 тыс. кв. м в 2011 году.
--------------------------------
<6> По данным Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

2.11. Эффективность льготы по налогу на имущество редакций средств массовой информации.
2.11.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 1,06, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества организаций, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличилась на 4,3 млн. рублей, или на 6,1% по отношению к 2011 году. Причиной увеличения среднегодовой стоимости имущества организаций в области средств массовой информации является передача учредителями на баланс новых объектов основных средств.
2.11.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,11, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 11% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 4,9%.
2.11.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,16, положительный эффект достигнут.
Организации, воспользовавшиеся льготой, увеличили объем товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на 30,4 млн. рублей, или на 16,5% по отношению к 2011 году.
2.12. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций, в отношении имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения.
2.12.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 1,05, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества организаций, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличилась на 19662,7 млн. рублей, или на 4,6% по отношению к 2011 году. При этом среднегодовая стоимость объектов основных фондов природоохранного назначения составила 1231,5 млн. рублей (льгота предоставляется с 1 января 2012 года).
2.12.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,04, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 4,1% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 1,5%.
2.12.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,06, положительный эффект достигнут.
Организации, воспользовавшиеся льготой, увеличили объем товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на 42426,4 млн. рублей, или на 5,6% по отношению к 2011 году.
2.13. Эффективность льготы по налогу на имущество организаций в отношении производственных и имущественных объектов в сфере водоснабжения, водоотведения, отопления и очистки сточных вод.
2.13.1. Коэффициент бюджетной эффективности - 1,05, положительный эффект достигнут.
Среднегодовая стоимость имущества организаций, воспользовавшихся налоговой льготой, по итогам 2012 года увеличилась на 20357,1 млн. рублей, или на 4,7% по отношению к 2011 году, в связи с расширением объема имущественного комплекса за счет передачи на баланс предприятий сетей теплоснабжения. При этом среднегодовая стоимость производственных и имущественных объектов в сфере водоснабжения, водоотведения, отопления и очистки сточных вод увеличилась на 1203,6 млн. рублей, или на 9% по отношению к 2011 году.
2.13.2. Коэффициент социальной эффективности - 1,09, положительный эффект достигнут.
Социальный эффект выражен:
увеличением производительности труда на 9% по отношению к 2011 году;
увеличением среднесписочной численности работников на 0,9%.
2.13.3. Коэффициент экономической эффективности - 1,10, положительный эффект достигнут.
Организации, воспользовавшиеся льготой, увеличили объем товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на 76058,7 млн. рублей, или на 9,9% по отношению к 2011 году.

III. Эффективность льготы по транспортному налогу

Льготой по транспортному налогу в 2012 году воспользовалась одна религиозная организация. Сумма льготы по транспортному налогу составила 751 рубль, снизившись по отношению к 2011 году на 31,7 млн. рублей.
Причиной снижения суммы льготы является отмена с 1 января 2012 года налоговой льготы для лизинговых организаций (введена Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года № 59-оз), которая была установлена как один из механизмов налогового стимулирования на начальном этапе развития лизинговой деятельности в автономном округе.
В отношении некоммерческих организаций расчет коэффициентов бюджетной и экономической эффективности налоговых льгот не производится.
Социальный эффект выражен увеличением среднесписочной численности работников на 33%.

Вывод

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре налоговые преференции являются одним из инструментов, при помощи которого осуществляется привлечение инвестиций в производство и сферу услуг.
По итогам 2012 года объем предоставляемых в автономном округе налоговых преференций по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу сложился в размере 23256,6 млн. рублей (2011 год - 24166,2 млн. рублей), в том числе:
по налогу на прибыль организаций в размере 19747,8 млн. рублей (2011 год 21343,5 млн. рублей);
по налогу на имущество организаций в размере 3508,8 млн. рублей (2011 год 2822,6 млн. рублей);
по транспортному налогу организаций в размере 0,8 тыс. рублей (2011 год 32,5 тыс. рублей).
Деятельность организаций-недропользователей характеризуется ростом основных показателей деятельности по отношению к 2011 году:
объема промышленной продукции на 217444,8 млн. рублей, или на 9,3%;
среднесписочной численности работников на 2573 человека, или на 2,1%;
объема инвестиций в основой капитал (основные средства) на 19653,9, или на 4,8%.
Основными направлениями инвестиций организаций, в том числе за счет средств, высвободившихся в связи с применением пониженной ставки по налогу на прибыль, являются:
капитальные затраты на нефтедобычу и развитие инфраструктуры (увеличились на 4,8% по отношению к 2011 году и составили 428628,2 млн. рублей);
расходы на проведение геологоразведочных работ (увеличились на 38% по отношению к 2011 году и составили 12836,4 млн. рублей);
расходы на проведение энергосберегающих мероприятий (увеличились на 14,9% по отношению к 2011 году и составили 1359,5 млн. рублей).
Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре свидетельствует о стабильной экономической (инвестиционной) деятельности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, что позволило обеспечить:
достижение объема эксплуатационного бурения до 13688 тыс. м, что на 474,3 тыс. м больше по отношению к 2011 году;
ввод в эксплуатацию 3888 новых добывающих скважин, что соответствует уровню 2011 года;
стабилизацию тренда падения добычи нефти на территории автономного округа на уровне 99%.
Деятельность организаций, реализующих инвестиционные проекты, характеризуется ростом основных показателей деятельности по отношению к 2011 году:
объема среднегодовой стоимости имущества на территории автономного округа на 89529,7 млн. рублей, или на 11,3%;
объема промышленной продукции на 123700 млн. рублей, или на 12,1%;
среднесписочной численности работников на 1567 человек, или на 1,7%.
Инвестиции, вложенные организациями топливно-энергетического комплекса, энергетики, транспорта, связи, строительства, лесного хозяйства и др., способствуют поддержанию эффективности осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности и повышению производительности в среднесрочном периоде при сохранившейся региональной поддержке - предоставлении налоговых преференций.


------------------------------------------------------------------