Постановление Администрации города Когалыма от 09.10.2013 N 2864 "Об утверждении муниципальной программы "Доступная среда города Когалыма на 2014 - 2016 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. № 2864
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА
ГОРОДА КОГАЛЫМА НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 07.05.2013 № 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", постановлением Администрации города Когалыма от 26.08.2013 № 2514 "О муниципальных и ведомственных целевых программах":
1. Утвердить муниципальную программу "Доступная среда города Когалыма на 2014 - 2016 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Администрации города Когалыма:
2.1. От 07.10.2011 № 2504 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в городе Когалыме на 2012 - 2015 годы";
2.2. От 08.11.2012 № 2596 "О внесении изменений в постановление Администрации города Когалыма от 07.10.2011 № 2504";
2.3. От 21.03.2013 № 672 "О внесении изменений в постановление Администрации города Когалыма от 07.10.2011 № 2504";
2.4. От 13.06.2013 № 1749 "О внесении изменений в постановление Администрации города Когалыма от 07.10.2011 № 2504";
2.5. От 29.08.2013 № 2576 "О внесении изменений в постановление Администрации города Когалыма от 07.10.2011 № 2504".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2014.
4. Отделу координации общественных связей Администрации города Когалыма (А.А. Анищенко) направить в юридическое управление Администрации города Когалыма текст постановления и приложение к нему, его реквизиты, сведения об источнике официального опубликования в порядке и сроки, предусмотренные распоряжением Администрации города Когалыма от 19.06.2013 № 149-р "О мерах по формированию регистра муниципальных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" для дальнейшего направления в Управление государственной регистрации нормативных правовых актов Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
5. Опубликовать настоящее постановление и приложение к нему в печатном издании и разместить на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru).
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы Администрации города Когалыма О.В.Мартынову.
Глава Администрации города Когалыма
В.И.СТЕПУРА
Приложение
к постановлению Администрации
города Когалыма
от 09.10.2013 № 2864
ПАСПОРТ
муниципальной программы
Наименование программы
Доступная среда города Когалыма на 2014 - 2016 годы (далее - Программа)
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы
Распоряжение Администрации города Когалыма от 18.09.2013 № 233-р "О разработке муниципальной программы "Доступная среда города Когалыма на 2014 - 2016 годы"
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Отдел координации общественных связей Администрации города Когалыма
Соисполнители муниципальной программы
Управление образования Администрации города Когалыма;
Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Когалыма;
муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Когалыма";
муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Когалыма"
Цели и задачи муниципальной программы
Цель Программы:
Создание благоприятных условий для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечивающих равные возможности доступа к объектам социальной инфраструктуры города Когалыма и пользования услугами в приоритетных сферах жизни общества.
Задачи Программы:
1. Оценка состояния доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
2. Оснащение объектов транспортной и социальной инфраструктур города Когалыма, находящихся в муниципальной собственности, приспособлениями и устройствами для беспрепятственного доступа и перемещения инвалидов и маломобильных групп населения;
3. Обеспечение доступности приоритетных услуг в сфере образования, культуры, спорта для инвалидов и других маломобильных групп населения
Перечень подпрограмм
Отсутствуют
Целевые показатели муниципальной программы (показатели непосредственных результатов)
1. Количество паспортизированных объектов социальной инфраструктуры города Когалыма, находящихся в муниципальной собственности;
2. Количество пешеходных транспортных узлов, обустроенных для беспрепятственного передвижения инвалидов и маломобильных групп населения;
3. Количество объектов социальной инфраструктуры города Когалыма, оборудованных лестничными подъемниками, для беспрепятственного перемещения инвалидов;
4. Количество объектов, оборудованных приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения;
5. Количество приобретенных изданий с учетом образовательных потребностей и культурных запросов инвалидов для формирования библиотечного фонда;
6. Количество проведенных культурных мероприятий для инвалидов;
7. Количество приобретенных титрированных фильмокопий;
8. Количество комплексных городских соревнований для инвалидов;
9. Участие сборных команд города Когалыма в окружных спортивных соревнованиях;
10. Количество педагогов, получивших методическое сопровождение через курсовую подготовку, семинары и другие формы работы;
11. Количество родителей детей-инвалидов, получивших консультационно-информационные услуги
Сроки реализации муниципальной программы
2014 - 2016 годы
Финансовое обеспечение муниципальной программы
Источник финансирования - бюджет города Когалыма Общий объем финансирования Программы составляет 17300 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 5000,0 тыс. рублей;
2015 год - 6000,0 тыс. рублей;
2016 год - 6300,0 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы (показатели конечных результатов)
1. Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности до 13% от общей численности инвалидов;
2. Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры до 23,9% в общем количестве приоритетных объектов;
3. Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения до 4,2%;
4. Увеличение доли детей-инвалидов, охваченных образовательным процессом в общей численности этой категории населения до 65%;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в процессе социализации через организацию досуговой деятельности средствами культуры до 86%
1. Характеристика текущего состояния в сфере доступной среды
жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп
населения в городе Когалыме
1.1. Инвалидность как особая категория граждан.
Инвалидность - это социальное явление общества, обусловленное множеством факторов, такими как: состояние здоровья населения, уровень развития системы здравоохранения, экологическое состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие государства, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и конфликтах.
Ключевой проблемой данной категории населения является отсутствие пандусов, поручней и подъемников на входах и внутри зданий, неприспособленность жилых помещений, отсутствие специально оборудованного общественного транспорта - все это создает непреодолимую для инвалидов преграду.
На сегодняшний день вопрос обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры является одним из наиболее актуальных вопросов повышения качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Настоящая Программа определяет основные направления улучшения условий жизни лиц с ограниченными возможностями на основе повышения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг.
1.2. Статистические данные.
По данным муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Когалымская городская больница" по состоянию на 01.01.2013 в городе Когалыме зарегистрированы 1073 инвалида, из них: взрослые - 856 человек, дети (от 0 до 17 лет включительно) - 217 человек.
По данным Управления социальной защиты населения по городу Когалыму по состоянию на 01.01.2013 на учете состоит 1095 получателей мер социальной поддержки в связи с инвалидностью, из них:
- инвалиды I группы - 177 человек;
- инвалиды II группы - 321 человек;
- инвалиды III группы - 392 человека;
- инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, - 2 человека;
- дети-инвалиды - 203 человека.
Помимо инвалидов существует еще одна категория граждан с ограниченными возможностями - это маломобильные группы населения, в числе которых:
- лица возрастной группы от 60 лет и старше;
- дети до 8 - 10 лет;
- пешеходы с детскими колясками;
- временно нетрудоспособные.
1.3. О состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры.
В городе Когалыме в муниципальной собственности находятся 90 социально значимых объектов.
Из них, по результатам обследования, проведенного в 2012 году, доступны для инвалидов и маломобильных групп населения 9 объектов, частично - доступны 31 объект, недоступны 50 объектов.
Конвенцией Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды. Это принцип "универсального дизайна" и "разумного приспособления".
Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения может достигаться двумя путями:
- архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;
- организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.
В городе Когалыме некоторые из объектов социальной инфраструктуры располагаются в зданиях, построенных в 80-х и 90-х годах, без соблюдения требований доступности для инвалидов и не подлежащих реконструкции. В таких случаях применяются иные технические решения, а также обеспечивается организация альтернативных форм обслуживания.
Самым оптимальным на сегодняшний день приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа и передвижения инвалидов-колясочников является ступенькоход. Данный подъемник удобен для использования, как в многоквартирных жилых домах, так и на иных объектах, на которых технически невозможно обеспечить беспрепятственный доступ и перемещение.
Для устранения барьеров и препятствий на пути следования инвалида к объекту социальной инфраструктуры существует необходимость:
- реконструкции полотен пешеходных дорожек, ведущих во дворы домов и к объектам социального назначения;
- устранения перепадов высот в местах пересечения пешеходных дорожек и проезжей части;
- обеспечения доступности остановок общественного транспорта;
- приведения в соответствие с требованиями строительных норм и правил существующих уклонов в местах пересечения тротуаров и проезжей части.
1.4. Образование детей-инвалидов.
По состоянию на 01.01.2013 в банке данных Управления образования состояло 215 детей-инвалидов, это на 2 человека больше, чем за аналогичный период 2012 года.
Из них детей-инвалидов школьного возраста 145 человек, обучаются 100, в том числе в школах города 90 детей-инвалидов и 10 человек учатся за пределами города, в том числе 7 в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях п. Излучинск, г. Бирск, г. Урай, п. Леуши.
Из общего числа обучающихся детей-инвалидов (90) в общеобразовательных учреждениях города 53 чел. получают общее образование в очной форме, 37 чел. обучаются на дому по индивидуальным учебным планам. Обучение организовано по следующим программам: традиционным - 70 чел., по специальным (коррекционным) программам - 20 чел. (5 - по VII виду, 15 - по VIII виду). Образовательный процесс организуется с учетом психофизических возможностей детей с учетом перечня мероприятий по реабилитации, указанных в индивидуальных программах реабилитации. Обучение детей по специальным (коррекционным) программам осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся и по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
В целях соблюдения конституционных прав граждан на образование, исходя из принципов общедоступности и бесплатности общего образования, реализации государственной политики в области образования, защиты интересов ребенка и удовлетворения потребностей семьи в образовании в городе Когалыме в 2012 - 13 учебном году реализуется проект дистанционного образования, т.е. обучения с применением информационных и телекоммуникационных технологий.
В настоящее время установлено оборудование по месту проживания 39 детям-инвалидам, получающим общее образование как в очной форме, так и по индивидуальным учебным планам на дому. Это 16 учащихся начальных классов, 22 учащихся 5 - 10 классов.
В 2012 году продолжилась работа по реализации проекта дистанционного образования для детей-инвалидов, получающих общее образование, как в очной форме, так и по индивидуальным учебным планам на дому:
- организовано обучение 39 детей-инвалидов, это на 1 ребенка больше, чем в предыдущем учебном году, в их числе 5 обучающихся, которым организовано обучение в дистанционной форме впервые;
- 2 комплекта оборудования передано по договору безвозмездного временного пользования для получения дальнейшего профессионального образования выпускникам 2012 года;
- 28 учителей общеобразовательных учреждений города в 2012 году прошли курсовую подготовку в количестве 144 часов для обучения детей-инвалидов в дистанционной форме, в 2011 году были обучены в таком же объеме всего 5 человек и 15 учителей - в объеме 72 часов;
- 21 учитель осуществляет обучение детей-инвалидов в дистанционной форме, в прошлом году обучали 20 учителей, в том числе 5 учителей начали обучение детей в дистанционной форме впервые;
- МАУ "ММЦ г. Когалыма" проводят консультации для родителей.
Детей-инвалидов дошкольного возраста 70 человек. Посещают ДОУ - 22 человека, 3 в С(к) ДОУ за пределами города, 6 в группе кратковременного пребывания в МБДОУ "Колокольчик". Остальные дети-инвалиды не посещают дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием специализированных групп.
Обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья будет и впредь одним из приоритетных направлений деятельности системы образования.
1.5. Социокультурная реабилитация инвалидов.
Социокультурная реабилитация инвалидов - средство возвращения больного к нормальной жизни, труду и творчеству в пределах его возможностей. Основная цель социальной реабилитации - интеграция инвалида в общество.
Управлением культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Когалыма среди общих целей и задач ставится задача работы с различными категориями населения, в том числе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Данному направлению в работе муниципальных учреждений культуры и искусства уделяется большое внимание.
В 2012 году учреждениями культуры проведено 97 мероприятий, которые посетили 2975 инвалидов. В сравнении с 2011 годом количество мероприятий возросло в 3,3 раза, численность инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией, увеличилась в 2,5 раза.
Ежегодно на базе учреждений культуры проводятся мероприятия, среди них: городской фестиваль творчества среди людей с ограниченными возможностями здоровья "Я радость нахожу в друзьях", вечера отдыха, кинопоказы, Фестиваль нестандартных средств передвижения, встречи с чемпионами Паралимпийских игр, познавательно-развлекательные и культурно-развивающие программы для детей и взрослых.
Мероприятия проводятся при участии городской благотворительной общественной организации семей с детьми-инвалидами "ДЕТСТВО", общественной организации "Когалымская городская федерация инвалидного спорта", учащихся образовательных учреждений города из числа инвалидов, воспитанников БУ ХМАО - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Жемчужина".
В учреждениях культуры разработана система льгот для людей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды имеют право на бесплатное посещение: парка аттракционов и музея, на библиотечное обслуживание на дому и получение документов на специальных носителях информации.
Для дальнейшего развития услуг по социокультурной реабилитации необходимо оснастить учреждения культуры дополнительными ресурсами.
В библиотеке - создание автоматизированных рабочих мест для слепых и слабовидящих, оборудованных "брайлевским" дисплеем и синтезатором речи, приобретение коррекционных программ, специальных книг. Подготовка специалистов, обладающих соответствующими профессиональными знаниями, основами дефектологии.
В Культурно-досуговый комплекс "Янтарь" - приобретение фильмокопий с наложением титров для слабослышащих людей.
1.6. Спортивная реабилитация.
В реабилитационном процессе наряду с досуговой деятельностью одно из ведущих мест принадлежит адаптивной физической культуре и спорту, которые направлены на возможно полное восстановление и поддержание двигательных и функциональных возможностей человека, повышению психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма.
В Ледовом дворце "Айсберг" для лиц с ограниченными возможностями здоровья функционирует зал адаптивной физической культуры, в котором занимаются 40 инвалидов, что составляет 6,6% от общей численности инвалидов, проживающих в городе Когалыме.
Основными направлениями деятельности Ледового дворца в области спортивной реабилитации являются:
1. Реабилитационно-оздоровительные мероприятия, проводимые для лиц с временными ограничениями физических возможностей после перенесенных травм или заболеваний (инфаркт, инсульт, грыжа, сколиоз, общие заболевания).
2. Коррекционно-оздоровительные мероприятия для лиц с тяжелыми отклонениями физического и психологического развития (детский церебральный паралич, лица с ограничением здоровья по слуху, по зрению, поражением опорно-двигательного аппарата, инвалиды с детства, аномалии развития, общие заболевания).
3. Спортивно-оздоровительные - для развития спортивной специализации в избранном виде спорта: настольный теннис, пауэрлифтинг, дартс, шахматы, плавание, легкая атлетика, лыжный бег, пулевая стрельба, арбалет (Для лиц с ограниченными возможностями здоровья с допуском врача в сборную команды только: граждане с поражением опорно-двигательного аппарата, с ограничением по слуху и по зрению).
В городе развивается 7 видов спорта среди инвалидов.
Результатом занятий физической культурой и спортом инвалидов становятся их спортивные достижения в городских и окружных соревнованиях и чемпионатах.
В целях адаптации и интеграции инвалидов в общество необходимо всестороннее поддерживать и развивать инвалидный спорт, привлекать к участию в занятиях физической культурой большего количества лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, целесообразность решения проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется следующими причинами:
- масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной инфраструктуры;
- инновационный характер проблемы. Для решения проблемы потребуется выработка новых нормативных, организационно-методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды;
- длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям мероприятий.
Создание благоприятных условий для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, их доступа к объектам социальной инфраструктуры и услугам приоритетных сфер жизни общества возможно только при комплексном решении задач по всем направлениям, включенным в Программу. Кроме того, программно-целевой метод позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные, финансовые ресурсы, системно подойти к решению проблем инвалидов и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни.
С учетом изложенного использование программного метода представляется наиболее целесообразным для формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения города.
2. Цели, задачи и показатели их достижения
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечивающих равные возможности доступа к объектам социальной инфраструктуры города и пользования услугами в приоритетных сферах жизни общества.
Достижение основных целей Программы обеспечивается за счет решения следующих основных задач:
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- оснащение объектов социального назначения приспособлениями и устройствами для беспрепятственного доступа к зданиям, перемещению внутри них;
- обеспечение доступности приоритетных услуг в сфере образования, культуры, спорта для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Сроки реализации Программы 2014 - 2016 годы.
Эффективность реализации настоящей Программы позволит оценить к 2016 году следующие результаты:
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности до 13% от общей численности инвалидов;
- увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры до 23,9% в общем количестве приоритетных объектов;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения до 4,2%;
- увеличение доли детей-инвалидов, охваченных образовательным процессом в общей численности этой категории населения до 65%;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в процессе социализации через организацию досуговой деятельности средствами культуры до 86%.
Система показателей муниципальной Программы приведена в приложении № 1 (не приводится) к муниципальной Программе.
3. Обобщенная характеристика мероприятий
муниципальной Программы
Для решения задач и достижения цели Программы предполагается реализовывать мероприятия, описание которых представлено в приложении 2 (не приводится) к Программе. Сроки и затрачиваемые ресурсы на каждое мероприятие определяются исходя из их масштабности и социальной значимости.
4. Механизм реализации муниципальной Программы
Механизм реализации Программы включает в себя три основных направления:
- утверждение расходов на реализацию Программы в соответствии с предусмотренными мероприятиями;
- организацию выполнения мероприятий;
- контроль и координацию Программных мероприятий.
Текущее управление Программой осуществляет ответственный исполнитель программы - отдел координации общественных связей Администрации города Когалыма, который:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- осуществляет координацию деятельности соисполнителей по реализации программных мероприятий, контролирует их выполнение, обеспечивает при необходимости их корректировку;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- подготавливает и уточняет перечень программных мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период, уточняет затраты на программные мероприятия, а также механизм реализации Программы;
- направляет в управление экономики Администрации города Когалыма отчет о ходе реализации Программы в форме сетевого графика, в следующие сроки:
- ежемесячно до 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным, - на бумажном и электронном носителях, за подписью руководителя;
- ежегодно, до 25 числа месяца, следующего за отчетным годом, - на бумажном и электронном носителях, за подписью руководителя;
- размещает отчет о ходе реализации Программы на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru) для информирования населения, бизнес-сообщества, общественных организаций, до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным;
- размещает годовой отчет на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru), до 20 апреля года, следующего за отчетным.
Соисполнители мероприятий Программы:
- участвуют в разработке Программы и осуществляют реализацию мероприятий Программы;
- передают при необходимости часть функций подведомственным учреждениям (организациям) для ее выполнения;
- предоставляют ответственному исполнителю Программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки годового отчета.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель главы Администрации города Когалыма, курирующий данную сферу деятельности.
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. № 2864
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА
ГОРОДА КОГАЛЫМА НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 07.05.2013 № 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", постановлением Администрации города Когалыма от 26.08.2013 № 2514 "О муниципальных и ведомственных целевых программах":
1. Утвердить муниципальную программу "Доступная среда города Когалыма на 2014 - 2016 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу следующие постановления Администрации города Когалыма:
2.1. От 07.10.2011 № 2504 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в городе Когалыме на 2012 - 2015 годы";
2.2. От 08.11.2012 № 2596 "О внесении изменений в постановление Администрации города Когалыма от 07.10.2011 № 2504";
2.3. От 21.03.2013 № 672 "О внесении изменений в постановление Администрации города Когалыма от 07.10.2011 № 2504";
2.4. От 13.06.2013 № 1749 "О внесении изменений в постановление Администрации города Когалыма от 07.10.2011 № 2504";
2.5. От 29.08.2013 № 2576 "О внесении изменений в постановление Администрации города Когалыма от 07.10.2011 № 2504".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2014.
4. Отделу координации общественных связей Администрации города Когалыма (А.А. Анищенко) направить в юридическое управление Администрации города Когалыма текст постановления и приложение к нему, его реквизиты, сведения об источнике официального опубликования в порядке и сроки, предусмотренные распоряжением Администрации города Когалыма от 19.06.2013 № 149-р "О мерах по формированию регистра муниципальных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" для дальнейшего направления в Управление государственной регистрации нормативных правовых актов Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
5. Опубликовать настоящее постановление и приложение к нему в печатном издании и разместить на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru).
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы Администрации города Когалыма О.В.Мартынову.
Глава Администрации города Когалыма
В.И.СТЕПУРА
Приложение
к постановлению Администрации
города Когалыма
от 09.10.2013 № 2864
ПАСПОРТ
муниципальной программы
Наименование программы
Доступная среда города Когалыма на 2014 - 2016 годы (далее - Программа)
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы
Распоряжение Администрации города Когалыма от 18.09.2013 № 233-р "О разработке муниципальной программы "Доступная среда города Когалыма на 2014 - 2016 годы"
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Отдел координации общественных связей Администрации города Когалыма
Соисполнители муниципальной программы
Управление образования Администрации города Когалыма;
Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Когалыма;
муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Когалыма";
муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Когалыма"
Цели и задачи муниципальной программы
Цель Программы:
Создание благоприятных условий для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечивающих равные возможности доступа к объектам социальной инфраструктуры города Когалыма и пользования услугами в приоритетных сферах жизни общества.
Задачи Программы:
1. Оценка состояния доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
2. Оснащение объектов транспортной и социальной инфраструктур города Когалыма, находящихся в муниципальной собственности, приспособлениями и устройствами для беспрепятственного доступа и перемещения инвалидов и маломобильных групп населения;
3. Обеспечение доступности приоритетных услуг в сфере образования, культуры, спорта для инвалидов и других маломобильных групп населения
Перечень подпрограмм
Отсутствуют
Целевые показатели муниципальной программы (показатели непосредственных результатов)
1. Количество паспортизированных объектов социальной инфраструктуры города Когалыма, находящихся в муниципальной собственности;
2. Количество пешеходных транспортных узлов, обустроенных для беспрепятственного передвижения инвалидов и маломобильных групп населения;
3. Количество объектов социальной инфраструктуры города Когалыма, оборудованных лестничными подъемниками, для беспрепятственного перемещения инвалидов;
4. Количество объектов, оборудованных приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения;
5. Количество приобретенных изданий с учетом образовательных потребностей и культурных запросов инвалидов для формирования библиотечного фонда;
6. Количество проведенных культурных мероприятий для инвалидов;
7. Количество приобретенных титрированных фильмокопий;
8. Количество комплексных городских соревнований для инвалидов;
9. Участие сборных команд города Когалыма в окружных спортивных соревнованиях;
10. Количество педагогов, получивших методическое сопровождение через курсовую подготовку, семинары и другие формы работы;
11. Количество родителей детей-инвалидов, получивших консультационно-информационные услуги
Сроки реализации муниципальной программы
2014 - 2016 годы
Финансовое обеспечение муниципальной программы
Источник финансирования - бюджет города Когалыма Общий объем финансирования Программы составляет 17300 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 5000,0 тыс. рублей;
2015 год - 6000,0 тыс. рублей;
2016 год - 6300,0 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы (показатели конечных результатов)
1. Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности до 13% от общей численности инвалидов;
2. Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры до 23,9% в общем количестве приоритетных объектов;
3. Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения до 4,2%;
4. Увеличение доли детей-инвалидов, охваченных образовательным процессом в общей численности этой категории населения до 65%;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в процессе социализации через организацию досуговой деятельности средствами культуры до 86%
1. Характеристика текущего состояния в сфере доступной среды
жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп
населения в городе Когалыме
1.1. Инвалидность как особая категория граждан.
Инвалидность - это социальное явление общества, обусловленное множеством факторов, такими как: состояние здоровья населения, уровень развития системы здравоохранения, экологическое состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие государства, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и конфликтах.
Ключевой проблемой данной категории населения является отсутствие пандусов, поручней и подъемников на входах и внутри зданий, неприспособленность жилых помещений, отсутствие специально оборудованного общественного транспорта - все это создает непреодолимую для инвалидов преграду.
На сегодняшний день вопрос обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры является одним из наиболее актуальных вопросов повышения качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Настоящая Программа определяет основные направления улучшения условий жизни лиц с ограниченными возможностями на основе повышения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг.
1.2. Статистические данные.
По данным муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Когалымская городская больница" по состоянию на 01.01.2013 в городе Когалыме зарегистрированы 1073 инвалида, из них: взрослые - 856 человек, дети (от 0 до 17 лет включительно) - 217 человек.
По данным Управления социальной защиты населения по городу Когалыму по состоянию на 01.01.2013 на учете состоит 1095 получателей мер социальной поддержки в связи с инвалидностью, из них:
- инвалиды I группы - 177 человек;
- инвалиды II группы - 321 человек;
- инвалиды III группы - 392 человека;
- инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, - 2 человека;
- дети-инвалиды - 203 человека.
Помимо инвалидов существует еще одна категория граждан с ограниченными возможностями - это маломобильные группы населения, в числе которых:
- лица возрастной группы от 60 лет и старше;
- дети до 8 - 10 лет;
- пешеходы с детскими колясками;
- временно нетрудоспособные.
1.3. О состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры.
В городе Когалыме в муниципальной собственности находятся 90 социально значимых объектов.
Из них, по результатам обследования, проведенного в 2012 году, доступны для инвалидов и маломобильных групп населения 9 объектов, частично - доступны 31 объект, недоступны 50 объектов.
Конвенцией Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды. Это принцип "универсального дизайна" и "разумного приспособления".
Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения может достигаться двумя путями:
- архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;
- организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.
В городе Когалыме некоторые из объектов социальной инфраструктуры располагаются в зданиях, построенных в 80-х и 90-х годах, без соблюдения требований доступности для инвалидов и не подлежащих реконструкции. В таких случаях применяются иные технические решения, а также обеспечивается организация альтернативных форм обслуживания.
Самым оптимальным на сегодняшний день приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа и передвижения инвалидов-колясочников является ступенькоход. Данный подъемник удобен для использования, как в многоквартирных жилых домах, так и на иных объектах, на которых технически невозможно обеспечить беспрепятственный доступ и перемещение.
Для устранения барьеров и препятствий на пути следования инвалида к объекту социальной инфраструктуры существует необходимость:
- реконструкции полотен пешеходных дорожек, ведущих во дворы домов и к объектам социального назначения;
- устранения перепадов высот в местах пересечения пешеходных дорожек и проезжей части;
- обеспечения доступности остановок общественного транспорта;
- приведения в соответствие с требованиями строительных норм и правил существующих уклонов в местах пересечения тротуаров и проезжей части.
1.4. Образование детей-инвалидов.
По состоянию на 01.01.2013 в банке данных Управления образования состояло 215 детей-инвалидов, это на 2 человека больше, чем за аналогичный период 2012 года.
Из них детей-инвалидов школьного возраста 145 человек, обучаются 100, в том числе в школах города 90 детей-инвалидов и 10 человек учатся за пределами города, в том числе 7 в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях п. Излучинск, г. Бирск, г. Урай, п. Леуши.
Из общего числа обучающихся детей-инвалидов (90) в общеобразовательных учреждениях города 53 чел. получают общее образование в очной форме, 37 чел. обучаются на дому по индивидуальным учебным планам. Обучение организовано по следующим программам: традиционным - 70 чел., по специальным (коррекционным) программам - 20 чел. (5 - по VII виду, 15 - по VIII виду). Образовательный процесс организуется с учетом психофизических возможностей детей с учетом перечня мероприятий по реабилитации, указанных в индивидуальных программах реабилитации. Обучение детей по специальным (коррекционным) программам осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся и по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
В целях соблюдения конституционных прав граждан на образование, исходя из принципов общедоступности и бесплатности общего образования, реализации государственной политики в области образования, защиты интересов ребенка и удовлетворения потребностей семьи в образовании в городе Когалыме в 2012 - 13 учебном году реализуется проект дистанционного образования, т.е. обучения с применением информационных и телекоммуникационных технологий.
В настоящее время установлено оборудование по месту проживания 39 детям-инвалидам, получающим общее образование как в очной форме, так и по индивидуальным учебным планам на дому. Это 16 учащихся начальных классов, 22 учащихся 5 - 10 классов.
В 2012 году продолжилась работа по реализации проекта дистанционного образования для детей-инвалидов, получающих общее образование, как в очной форме, так и по индивидуальным учебным планам на дому:
- организовано обучение 39 детей-инвалидов, это на 1 ребенка больше, чем в предыдущем учебном году, в их числе 5 обучающихся, которым организовано обучение в дистанционной форме впервые;
- 2 комплекта оборудования передано по договору безвозмездного временного пользования для получения дальнейшего профессионального образования выпускникам 2012 года;
- 28 учителей общеобразовательных учреждений города в 2012 году прошли курсовую подготовку в количестве 144 часов для обучения детей-инвалидов в дистанционной форме, в 2011 году были обучены в таком же объеме всего 5 человек и 15 учителей - в объеме 72 часов;
- 21 учитель осуществляет обучение детей-инвалидов в дистанционной форме, в прошлом году обучали 20 учителей, в том числе 5 учителей начали обучение детей в дистанционной форме впервые;
- МАУ "ММЦ г. Когалыма" проводят консультации для родителей.
Детей-инвалидов дошкольного возраста 70 человек. Посещают ДОУ - 22 человека, 3 в С(к) ДОУ за пределами города, 6 в группе кратковременного пребывания в МБДОУ "Колокольчик". Остальные дети-инвалиды не посещают дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием специализированных групп.
Обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья будет и впредь одним из приоритетных направлений деятельности системы образования.
1.5. Социокультурная реабилитация инвалидов.
Социокультурная реабилитация инвалидов - средство возвращения больного к нормальной жизни, труду и творчеству в пределах его возможностей. Основная цель социальной реабилитации - интеграция инвалида в общество.
Управлением культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Когалыма среди общих целей и задач ставится задача работы с различными категориями населения, в том числе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Данному направлению в работе муниципальных учреждений культуры и искусства уделяется большое внимание.
В 2012 году учреждениями культуры проведено 97 мероприятий, которые посетили 2975 инвалидов. В сравнении с 2011 годом количество мероприятий возросло в 3,3 раза, численность инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией, увеличилась в 2,5 раза.
Ежегодно на базе учреждений культуры проводятся мероприятия, среди них: городской фестиваль творчества среди людей с ограниченными возможностями здоровья "Я радость нахожу в друзьях", вечера отдыха, кинопоказы, Фестиваль нестандартных средств передвижения, встречи с чемпионами Паралимпийских игр, познавательно-развлекательные и культурно-развивающие программы для детей и взрослых.
Мероприятия проводятся при участии городской благотворительной общественной организации семей с детьми-инвалидами "ДЕТСТВО", общественной организации "Когалымская городская федерация инвалидного спорта", учащихся образовательных учреждений города из числа инвалидов, воспитанников БУ ХМАО - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Жемчужина".
В учреждениях культуры разработана система льгот для людей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды имеют право на бесплатное посещение: парка аттракционов и музея, на библиотечное обслуживание на дому и получение документов на специальных носителях информации.
Для дальнейшего развития услуг по социокультурной реабилитации необходимо оснастить учреждения культуры дополнительными ресурсами.
В библиотеке - создание автоматизированных рабочих мест для слепых и слабовидящих, оборудованных "брайлевским" дисплеем и синтезатором речи, приобретение коррекционных программ, специальных книг. Подготовка специалистов, обладающих соответствующими профессиональными знаниями, основами дефектологии.
В Культурно-досуговый комплекс "Янтарь" - приобретение фильмокопий с наложением титров для слабослышащих людей.
1.6. Спортивная реабилитация.
В реабилитационном процессе наряду с досуговой деятельностью одно из ведущих мест принадлежит адаптивной физической культуре и спорту, которые направлены на возможно полное восстановление и поддержание двигательных и функциональных возможностей человека, повышению психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма.
В Ледовом дворце "Айсберг" для лиц с ограниченными возможностями здоровья функционирует зал адаптивной физической культуры, в котором занимаются 40 инвалидов, что составляет 6,6% от общей численности инвалидов, проживающих в городе Когалыме.
Основными направлениями деятельности Ледового дворца в области спортивной реабилитации являются:
1. Реабилитационно-оздоровительные мероприятия, проводимые для лиц с временными ограничениями физических возможностей после перенесенных травм или заболеваний (инфаркт, инсульт, грыжа, сколиоз, общие заболевания).
2. Коррекционно-оздоровительные мероприятия для лиц с тяжелыми отклонениями физического и психологического развития (детский церебральный паралич, лица с ограничением здоровья по слуху, по зрению, поражением опорно-двигательного аппарата, инвалиды с детства, аномалии развития, общие заболевания).
3. Спортивно-оздоровительные - для развития спортивной специализации в избранном виде спорта: настольный теннис, пауэрлифтинг, дартс, шахматы, плавание, легкая атлетика, лыжный бег, пулевая стрельба, арбалет (Для лиц с ограниченными возможностями здоровья с допуском врача в сборную команды только: граждане с поражением опорно-двигательного аппарата, с ограничением по слуху и по зрению).
В городе развивается 7 видов спорта среди инвалидов.
Результатом занятий физической культурой и спортом инвалидов становятся их спортивные достижения в городских и окружных соревнованиях и чемпионатах.
В целях адаптации и интеграции инвалидов в общество необходимо всестороннее поддерживать и развивать инвалидный спорт, привлекать к участию в занятиях физической культурой большего количества лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, целесообразность решения проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется следующими причинами:
- масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной инфраструктуры;
- инновационный характер проблемы. Для решения проблемы потребуется выработка новых нормативных, организационно-методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды;
- длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям мероприятий.
Создание благоприятных условий для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, их доступа к объектам социальной инфраструктуры и услугам приоритетных сфер жизни общества возможно только при комплексном решении задач по всем направлениям, включенным в Программу. Кроме того, программно-целевой метод позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные, финансовые ресурсы, системно подойти к решению проблем инвалидов и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни.
С учетом изложенного использование программного метода представляется наиболее целесообразным для формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения города.
2. Цели, задачи и показатели их достижения
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечивающих равные возможности доступа к объектам социальной инфраструктуры города и пользования услугами в приоритетных сферах жизни общества.
Достижение основных целей Программы обеспечивается за счет решения следующих основных задач:
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- оснащение объектов социального назначения приспособлениями и устройствами для беспрепятственного доступа к зданиям, перемещению внутри них;
- обеспечение доступности приоритетных услуг в сфере образования, культуры, спорта для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Сроки реализации Программы 2014 - 2016 годы.
Эффективность реализации настоящей Программы позволит оценить к 2016 году следующие результаты:
- увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности до 13% от общей численности инвалидов;
- увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры до 23,9% в общем количестве приоритетных объектов;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения до 4,2%;
- увеличение доли детей-инвалидов, охваченных образовательным процессом в общей численности этой категории населения до 65%;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в процессе социализации через организацию досуговой деятельности средствами культуры до 86%.
Система показателей муниципальной Программы приведена в приложении № 1 (не приводится) к муниципальной Программе.
3. Обобщенная характеристика мероприятий
муниципальной Программы
Для решения задач и достижения цели Программы предполагается реализовывать мероприятия, описание которых представлено в приложении 2 (не приводится) к Программе. Сроки и затрачиваемые ресурсы на каждое мероприятие определяются исходя из их масштабности и социальной значимости.
4. Механизм реализации муниципальной Программы
Механизм реализации Программы включает в себя три основных направления:
- утверждение расходов на реализацию Программы в соответствии с предусмотренными мероприятиями;
- организацию выполнения мероприятий;
- контроль и координацию Программных мероприятий.
Текущее управление Программой осуществляет ответственный исполнитель программы - отдел координации общественных связей Администрации города Когалыма, который:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- осуществляет координацию деятельности соисполнителей по реализации программных мероприятий, контролирует их выполнение, обеспечивает при необходимости их корректировку;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- подготавливает и уточняет перечень программных мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период, уточняет затраты на программные мероприятия, а также механизм реализации Программы;
- направляет в управление экономики Администрации города Когалыма отчет о ходе реализации Программы в форме сетевого графика, в следующие сроки:
- ежемесячно до 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным, - на бумажном и электронном носителях, за подписью руководителя;
- ежегодно, до 25 числа месяца, следующего за отчетным годом, - на бумажном и электронном носителях, за подписью руководителя;
- размещает отчет о ходе реализации Программы на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru) для информирования населения, бизнес-сообщества, общественных организаций, до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным;
- размещает годовой отчет на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети Интернет (www.admkogalym.ru), до 20 апреля года, следующего за отчетным.
Соисполнители мероприятий Программы:
- участвуют в разработке Программы и осуществляют реализацию мероприятий Программы;
- передают при необходимости часть функций подведомственным учреждениям (организациям) для ее выполнения;
- предоставляют ответственному исполнителю Программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки годового отчета.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель главы Администрации города Когалыма, курирующий данную сферу деятельности.
------------------------------------------------------------------