Решение Суда ХМАО - Югры от 24.01.2013 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 4 статьи 5 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре">
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 января 2013 года
Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Солопаевой Л.М.
при секретаре Габидуллиной Р.Ф.
с участием прокурора Ромащева А.А., представителя заявителей Першина А.В., представителей заинтересованных лиц по делу Думы автономного округа Сирука А.А., Правительства автономного округа Лазаревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя заявителей Першина А.В. в интересах Аетбаевой Ф.Г., Федорцовой Л.Г., Пустоваловой А.В., Ведуновой М.Д., Байбулатова Э.В. об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
представитель заявителей в их интересах обратился в суд с указанным заявлением, в котором просит признать положения пункта 4 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" противоречащими статьям 1, 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статье 1 самого Закона.
На основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2011 года № 126-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" статья 5 названного Закона дополнена пунктом 4, согласно которому не допускается приобретение жилых помещений в домах (за исключением случаев приобретения жилых помещений участниками подпрограмм "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" и "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы"), срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения превышает 15 лет с момента введения его в эксплуатацию. В случае приобретения жилых помещений в домах деревянного исполнения срок их эксплуатации на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения не должен превышать 7 лет.
Установление ограничения при покупке жилых помещений, связанного со сроком эксплуатации жилых домов, в которых они расположены, лишает заявителей, являющихся участниками подпрограмм целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", возможности приобретения доступного жилья и нарушает их права и свободы, закрепленные Конституцией Российской Федерации, противоречит федеральному и региональному жилищному законодательству.
В связи с требованиями пункта 4 статьи 5 заявители вынуждены приобретать жилье в новостройках, стоимость которого значительно выше, чем на вторичном рынке недвижимости.
Цены на жилье в жилых домах, срок эксплуатации которых на момент его приобретения не превышает 15 лет, а в домах деревянного исполнения - 7 лет, неприемлемы с учетом доходов семей заявителей и стоимости занимаемого ими жилья в коммунальных и малометражных квартирах.
При таких обстоятельствах государственная поддержка жителей автономного округа в виде субсидий на приобретение или строительство жилья и компенсации части процентной ставки по кредитованию, предусмотренная Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 6 июля 2005 года № 57-оз с последующими указанными дополнениями, не отвечает концепции данного Закона, изложенной в статье 1 об обеспечении условий для осуществления прав граждан на жилое помещение и жилищное строительство.
Заявители в судебное заседание не явились, дали согласие на рассмотрение дела в их отсутствие с участием представителя Першина А.В., который настаивая на удовлетворении заявления, суду пояснил, что ограничение по сроку эксплуатации домов при приобретении жилья участниками целевой программы является нарушением федерального законодательства, влекущим неравенство граждан по социальному признаку и не способствующим решению социальных задач.
Представитель Думы автономного округа Сирук А.А. с заявлением не согласился, сославшись на то, что задачей целевой программы является обеспечение жильем социально незащищенных граждан и установленные в автономном округе дополнительные меры социальной поддержки для участников программы за счет средств регионального бюджета осуществляются в рамках ее реализации.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство автономного округа, представитель которого Лазарева О.А. также выразила несогласие с заявлением, пояснив, что участие в целевой программе является добровольным, ее участникам были известны условия участия в ней с установленными ограничениями, поэтому требование о признании оспариваемого нормативного правового акта в части противоречащим федеральному и региональному законодательству необоснованно.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления и прекращении производства по делу в соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью дела данному суду в части признания оспариваемого нормативного правового акта противоречащим конкретно указанным в заявлении статьям Конституции Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно статье 8 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 25 февраля 2003 года № 14-оз (с последующими изменениями и дополнениями) законы автономного округа - это нормативные правовые акты, регулирующие наиболее значимые и устойчивые общественные отношения, принимаемые Думой автономного округа либо путем референдума.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 6 июля 2005 года № 57-оз был принят Думой автономного округа 24 июня 2005 года, опубликован в официальном печатном издании автономного округа "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" № 7 за 15 июля 2005 года.
Закон автономного округа "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", которым внесены дополнения, оспариваемые представителем заявителей, принят Думой автономного округа 16 декабря 2011 года, опубликован 31 декабря 2011 года в том же официальном печатном издании автономного округа "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" № 12 и исходя из его статьи 2, вступил в силу с 1 января 2012 года за некоторым исключением.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" от 29 ноября 2007 года № 48 (пункт 24), если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку оспаривая Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в части (с учетом дополнений, внесенных Законом автономного округа от 16 декабря 2011 года № 126-оз), представитель заявителей ссылается на противоречие его в указанной части федеральному жилищному законодательству.
В связи с этим судом установлено, что положения пункта 4 статьи 5 данного Закона о запрете, связанном с приобретением жилых помещений в домах, срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения превышает 15 лет с момента введения его в эксплуатацию, а в домах деревянного исполнения - 7 лет, регулируют правоотношения, возникшие при приобретении жилых помещений участниками подпрограмм целевой программы автономного округа "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", за исключением случаев приобретения жилых помещений участниками подпрограмм "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" и "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Заявители являются участниками других подпрограмм, не составляющих указанное исключение.
Аетбаева Ф.Г., Ведунова М.Д., Федорцова Л.Г. участвуют в подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование", а Байбулатов Э.В. и Пустовалова А.В. - в подпрограмме 5 "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан".
Участие заявителей в подпрограммах целевой программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" является способом социальной поддержки ее участников в обеспечении доступным жильем.
Это согласуется с положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации о том, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также жилищное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 6 июля 2005 года № 57-оз (в редакции Закона от 16 декабря 2011 года № 126-оз) направлен на обеспечение граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, жилыми помещениями, создание условий для развития строительства в автономном округе.
В этой связи в соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Судом установлено, что подпрограммы, участниками которых являются заявители в рамках целевой программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", разработаны в качестве дополнительных мер социальной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в автономном округе и финансируются исключительно за счет средств бюджета автономного округа (кроме молодых учителей), что очевидно из действующего Порядка реализации целевой программы, утвержденного постановлением Правительства автономного округа "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" от 5 апреля 2011 года № 108-п.
Таким образом, Закон автономного округа "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" регулирует жилищные отношения в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и не противоречит статьям 1, 2 названного Кодекса об основных началах жилищного законодательства и обеспечении условий для осуществления права на жилище.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления, поскольку статья 5 данного Закона предусматривает предоставление субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и приобретающим в собственность жилые помещения на территории автономного округа, в качестве дополнительной меры социальной поддержки из бюджета автономного округа, а в пункте 4 этой статьи, который оспаривается представителем заявителей, содержатся правила предоставления субсидий.
В свою очередь на основе установленных законом правил в вышеназванной целевой программе автономного округа, включающей в себя несколько подпрограмм, предложен механизм оказания государственной поддержки, в частности, через предоставление субсидий на самостоятельное приобретение жилья.
Само по себе установление ограничения при приобретении жилья, связанное со сроком эксплуатации жилых домов, не влияет на оказание государственной поддержки автономным округом.
Государственная поддержка оказывается всем участникам целевой программы при условии соблюдения определенных правил, в данном случае, установленных пунктом 4 статьи 5 указанного Закона.
С точки зрения представителя заявителей эти условия являются невыгодными в связи с необходимостью значительных личных затрат заявителей при приобретении жилых помещений в жилых домах, срок эксплуатации которых не превышает 15 лет, а в домах деревянного исполнения - 7 лет.
Однако, участие в целевой программе является добровольным и заявители вправе отказаться от участия в ней.
Наряду с этим, приобретение жилья в рамках целевой программы автономного округа - это всего лишь государственная поддержка, т.е. оказание помощи, содействие в его приобретении, а не полное безвозмездное обеспечение жильем и поэтому затраты на него заявителей неизбежны независимо от социального статуса, имущественного положения и т.д.
Таким образом, на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Кроме того, согласно определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2012 года другие оспариваемые нормативные правовые акты автономного округа по аналогичному делу, указанные судом в данном решении, в которых содержатся те же правила запретительного характера, связанные со сроком эксплуатации жилых домов при приобретении жилья участниками целевой программы, не противоречат федеральному законодательству.
Руководствуясь статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление представителя заявителей Першина А.В. в интересах Аетбаевой Ф.Г., Федорцовой Л.Г., Пустоваловой А.В., Ведуновой М.Д., Байбулатова Э.В. об оспаривании нормативного правового акта в части оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
СОЛОПАЕВА Л.М.
------------------------------------------------------------------
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 января 2013 года
Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Солопаевой Л.М.
при секретаре Габидуллиной Р.Ф.
с участием прокурора Ромащева А.А., представителя заявителей Першина А.В., представителей заинтересованных лиц по делу Думы автономного округа Сирука А.А., Правительства автономного округа Лазаревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя заявителей Першина А.В. в интересах Аетбаевой Ф.Г., Федорцовой Л.Г., Пустоваловой А.В., Ведуновой М.Д., Байбулатова Э.В. об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
представитель заявителей в их интересах обратился в суд с указанным заявлением, в котором просит признать положения пункта 4 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" противоречащими статьям 1, 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статье 1 самого Закона.
На основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2011 года № 126-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" статья 5 названного Закона дополнена пунктом 4, согласно которому не допускается приобретение жилых помещений в домах (за исключением случаев приобретения жилых помещений участниками подпрограмм "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" и "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы"), срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения превышает 15 лет с момента введения его в эксплуатацию. В случае приобретения жилых помещений в домах деревянного исполнения срок их эксплуатации на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения не должен превышать 7 лет.
Установление ограничения при покупке жилых помещений, связанного со сроком эксплуатации жилых домов, в которых они расположены, лишает заявителей, являющихся участниками подпрограмм целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", возможности приобретения доступного жилья и нарушает их права и свободы, закрепленные Конституцией Российской Федерации, противоречит федеральному и региональному жилищному законодательству.
В связи с требованиями пункта 4 статьи 5 заявители вынуждены приобретать жилье в новостройках, стоимость которого значительно выше, чем на вторичном рынке недвижимости.
Цены на жилье в жилых домах, срок эксплуатации которых на момент его приобретения не превышает 15 лет, а в домах деревянного исполнения - 7 лет, неприемлемы с учетом доходов семей заявителей и стоимости занимаемого ими жилья в коммунальных и малометражных квартирах.
При таких обстоятельствах государственная поддержка жителей автономного округа в виде субсидий на приобретение или строительство жилья и компенсации части процентной ставки по кредитованию, предусмотренная Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 6 июля 2005 года № 57-оз с последующими указанными дополнениями, не отвечает концепции данного Закона, изложенной в статье 1 об обеспечении условий для осуществления прав граждан на жилое помещение и жилищное строительство.
Заявители в судебное заседание не явились, дали согласие на рассмотрение дела в их отсутствие с участием представителя Першина А.В., который настаивая на удовлетворении заявления, суду пояснил, что ограничение по сроку эксплуатации домов при приобретении жилья участниками целевой программы является нарушением федерального законодательства, влекущим неравенство граждан по социальному признаку и не способствующим решению социальных задач.
Представитель Думы автономного округа Сирук А.А. с заявлением не согласился, сославшись на то, что задачей целевой программы является обеспечение жильем социально незащищенных граждан и установленные в автономном округе дополнительные меры социальной поддержки для участников программы за счет средств регионального бюджета осуществляются в рамках ее реализации.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство автономного округа, представитель которого Лазарева О.А. также выразила несогласие с заявлением, пояснив, что участие в целевой программе является добровольным, ее участникам были известны условия участия в ней с установленными ограничениями, поэтому требование о признании оспариваемого нормативного правового акта в части противоречащим федеральному и региональному законодательству необоснованно.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления и прекращении производства по делу в соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью дела данному суду в части признания оспариваемого нормативного правового акта противоречащим конкретно указанным в заявлении статьям Конституции Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно статье 8 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 25 февраля 2003 года № 14-оз (с последующими изменениями и дополнениями) законы автономного округа - это нормативные правовые акты, регулирующие наиболее значимые и устойчивые общественные отношения, принимаемые Думой автономного округа либо путем референдума.
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 6 июля 2005 года № 57-оз был принят Думой автономного округа 24 июня 2005 года, опубликован в официальном печатном издании автономного округа "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" № 7 за 15 июля 2005 года.
Закон автономного округа "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", которым внесены дополнения, оспариваемые представителем заявителей, принят Думой автономного округа 16 декабря 2011 года, опубликован 31 декабря 2011 года в том же официальном печатном издании автономного округа "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" № 12 и исходя из его статьи 2, вступил в силу с 1 января 2012 года за некоторым исключением.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" от 29 ноября 2007 года № 48 (пункт 24), если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку оспаривая Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в части (с учетом дополнений, внесенных Законом автономного округа от 16 декабря 2011 года № 126-оз), представитель заявителей ссылается на противоречие его в указанной части федеральному жилищному законодательству.
В связи с этим судом установлено, что положения пункта 4 статьи 5 данного Закона о запрете, связанном с приобретением жилых помещений в домах, срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения превышает 15 лет с момента введения его в эксплуатацию, а в домах деревянного исполнения - 7 лет, регулируют правоотношения, возникшие при приобретении жилых помещений участниками подпрограмм целевой программы автономного округа "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", за исключением случаев приобретения жилых помещений участниками подпрограмм "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" и "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Заявители являются участниками других подпрограмм, не составляющих указанное исключение.
Аетбаева Ф.Г., Ведунова М.Д., Федорцова Л.Г. участвуют в подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование", а Байбулатов Э.В. и Пустовалова А.В. - в подпрограмме 5 "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан".
Участие заявителей в подпрограммах целевой программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" является способом социальной поддержки ее участников в обеспечении доступным жильем.
Это согласуется с положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации о том, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также жилищное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 6 июля 2005 года № 57-оз (в редакции Закона от 16 декабря 2011 года № 126-оз) направлен на обеспечение граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, жилыми помещениями, создание условий для развития строительства в автономном округе.
В этой связи в соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Судом установлено, что подпрограммы, участниками которых являются заявители в рамках целевой программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", разработаны в качестве дополнительных мер социальной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в автономном округе и финансируются исключительно за счет средств бюджета автономного округа (кроме молодых учителей), что очевидно из действующего Порядка реализации целевой программы, утвержденного постановлением Правительства автономного округа "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" от 5 апреля 2011 года № 108-п.
Таким образом, Закон автономного округа "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" регулирует жилищные отношения в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и не противоречит статьям 1, 2 названного Кодекса об основных началах жилищного законодательства и обеспечении условий для осуществления права на жилище.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления, поскольку статья 5 данного Закона предусматривает предоставление субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и приобретающим в собственность жилые помещения на территории автономного округа, в качестве дополнительной меры социальной поддержки из бюджета автономного округа, а в пункте 4 этой статьи, который оспаривается представителем заявителей, содержатся правила предоставления субсидий.
В свою очередь на основе установленных законом правил в вышеназванной целевой программе автономного округа, включающей в себя несколько подпрограмм, предложен механизм оказания государственной поддержки, в частности, через предоставление субсидий на самостоятельное приобретение жилья.
Само по себе установление ограничения при приобретении жилья, связанное со сроком эксплуатации жилых домов, не влияет на оказание государственной поддержки автономным округом.
Государственная поддержка оказывается всем участникам целевой программы при условии соблюдения определенных правил, в данном случае, установленных пунктом 4 статьи 5 указанного Закона.
С точки зрения представителя заявителей эти условия являются невыгодными в связи с необходимостью значительных личных затрат заявителей при приобретении жилых помещений в жилых домах, срок эксплуатации которых не превышает 15 лет, а в домах деревянного исполнения - 7 лет.
Однако, участие в целевой программе является добровольным и заявители вправе отказаться от участия в ней.
Наряду с этим, приобретение жилья в рамках целевой программы автономного округа - это всего лишь государственная поддержка, т.е. оказание помощи, содействие в его приобретении, а не полное безвозмездное обеспечение жильем и поэтому затраты на него заявителей неизбежны независимо от социального статуса, имущественного положения и т.д.
Таким образом, на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Кроме того, согласно определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2012 года другие оспариваемые нормативные правовые акты автономного округа по аналогичному делу, указанные судом в данном решении, в которых содержатся те же правила запретительного характера, связанные со сроком эксплуатации жилых домов при приобретении жилья участниками целевой программы, не противоречат федеральному законодательству.
Руководствуясь статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление представителя заявителей Першина А.В. в интересах Аетбаевой Ф.Г., Федорцовой Л.Г., Пустоваловой А.В., Ведуновой М.Д., Байбулатова Э.В. об оспаривании нормативного правового акта в части оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
СОЛОПАЕВА Л.М.
------------------------------------------------------------------