Решение Суда ХМАО - Югры от 04.03.2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим в части пункта 1.4 статьи 6 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 N 108-п >



СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2013 года

Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Солопаевой Л.М.
при секретаре Габидуллиной Р.Ф.
с участием прокурора Шиян Е.Р., представителя заявителей Федотовой М.А., представителя заинтересованного лица по делу Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ковалевой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Салахова А.Ф., Салаховой Н.И. об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Салахов А.Ф. и Салахова Н.И. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать недействующим в части пункт 1.4 статьи 6 Порядка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", являющегося приложением к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2011 года № 108-п, утвержденного этим же постановлением "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" (в редакции постановления Правительства автономного округа от 21 мая 2011 года № 179-п).
Заявители не согласны с тем, что в соответствии с указанным пунктом молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, имеют право быть участниками целевой программы (подпрограммы) при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.
По мнению заявителей установление возрастного ограничения на день принятия решения о предоставлении субсидии является незаконным основанием для утраты права на участие в целевой программе.
В связи с этим заявители указывают, что их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 6 вышеуказанного Порядка и получила право на участие в подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" и подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование".
8 июня 2011 года ими было подано заявление в ОАО "Ипотечное агентство Югры" на участие в подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" и 22 июня 2011 года принято решение о признании их участниками этой подпрограммы.
Однако, решением директора Нефтеюганского филиала ОАО "Ипотечное агентство Югры" от 6 ноября 2012 года они были исключены из Единого списка участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" со ссылкой на подпункт 1.6 пункта 1 статьи 9 Порядка, в соответствии с которым основанием для исключения из Единого списка участников подпрограммы является изменение условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе, т.к. 9 мая 2012 года заявительнице исполнилось 36 лет.
Пункт 1.4 статьи 6 Порядка, содержащий данное основание, ущемляет их права, а также нарушает права их несовершеннолетних детей, с учетом которых участием в подпрограмме гарантируется предоставлением субсидии.
Положения названного пункта указанной статьи дискриминируют участников целевой программы (подпрограммы) по возрастному признаку, не способствуют благосостоянию молодой семьи, обратившейся за государственной поддержкой, поскольку противоречат статье 2 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статьям 28, 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 218, 234, 288, 671 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Салаховы в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием их представителя Федотовой М.А., которая, настаивая на удовлетворении заявления, сослалась на основания, изложенные в нем, пояснив суду также, что в оспариваемой части пункт 1.4 статьи 6 Порядка противоречит цели программы, направленной на создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения автономного округа, повышению уровня доступности жилья.
Представитель Правительства автономного округа Ковалева М.П. с требованием Салаховых не согласилась, суду пояснила, что доводы заявителей о противоречии оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству являются необоснованными, т.к. данный акт регулирует возникшие правоотношения с целью оказания государственной поддержки нуждающимся в улучшении жилищных условий молодым семьям, проживающим в автономном округе, за счет регионального бюджета. Права заявителей не нарушены, поскольку участие в программе (подпрограмме) добровольное, установление при этом возрастных ограничений является одним из требований, которые предъявляются ко всем участникам программы (подпрограммы).
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение старшего прокурора отдела прокуратуры автономного округа Шиян Е.Р., полагавшей, что основания для удовлетворения заявления отсутствуют, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению с учетом следующих обстоятельств.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
На федеральном уровне с целью формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, разработана и утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, одной из подпрограмм которой является "Обеспечение жильем молодых семей" с приложением в виде Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Названные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
В частности, на основании пункта 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая определенным условиям, одним из которых является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
На региональном уровне для достижения вышепоставленной цели также разработана целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 23 декабря 2010 года № 368-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
В свою очередь постановлением Правительства автономного округа от 5 апреля 2011 года № 108-п утвержден Порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" (далее Порядок), являющийся приложением к данному постановлению.
Статьей 6 названного Порядка установлены основания признания гражданина участником целевой программы (подпрограммы), отнесенного к определенной категории.
Салаховы, отнесенные к категории молодых семей, являлись участниками подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" в рамках региональной целевой программы.
В соответствии с пунктом 1.4 статьи 6 указанного Порядка участниками целевой программы (подпрограммы) могут быть молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства автономного округа от 21 мая 2011 года № 179-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2011 года № 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года").
Оспаривая этот пункт, заявители ссылаются на то, что их не устраивает установление возрастного ограничения на день принятия решения о предоставлении субсидии, и в этой части они считают пункт противоречащим указанному ими федеральному закону, а также вышеперечисленным статьям Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данное обстоятельство послужило основанием для исключения их из Единого списка участников подпрограммы и повлекло нарушение жилищных прав их несовершеннолетних детей.
Однако, суд не может согласиться с доводами заявителей, т.к. названный ими Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года № 4218-1 является недействующим в связи с утратой силы с 1 марта 2005 года согласно Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ (пункт 13 статьи 2).
Суд также не усматривает противоречий оспариваемой нормы приведенным заявителями статьям Жилищного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают требования к завершению переустройства и (или) перепланировке жилого помещения (статья 28), право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (статья 36), правила определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (статья 37), а также Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретательной давности (статьи 218, 234), собственности на жилое помещение (статья 288), договоре найма жилого помещения (статья 671).
Эти статьи Закона не регулируют возникшие правоотношения.
Вместе с тем, поскольку согласно части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В этой связи судом установлено, что в соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Подпрограмма 2 "Доступное жилье молодым" в рамках целевой программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", участниками которой являлись заявители, разработана в качестве дополнительной меры социальной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и финансируется исключительно за счет средств бюджета автономного округа, что указано в Порядке реализации целевой программы автономного округа, которым установлены правила осуществления государственной поддержки участников региональной целевой программы.
Эти правила распространяются на всех участников подпрограммы, в том числе на молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.
Основой региональной целевой программы (подпрограммы) является добровольное участие и каждый из ее участников должен соблюдать установленные в ее рамках правила.
На основании пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исходя из указанных требований закона, данная целевая программа автономного округа и Порядок ее реализации были утверждены вышеназванными постановлениями Правительства автономного округа, т.е. оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением процедуры принятия и его содержание в оспариваемой части соответствует правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Порядок введения в действие оспариваемого в указанной части нормативного правового акта не нарушен, опубликование его было произведено в официальном периодическом издании, осуществляющим публикацию нормативных правовых актов, принятых Правительством автономного округа - сборнике "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" № 4 (спецвыпуск) от 5 апреля 2011 года, № 5 от 31 мая 2011 года, газете "Новости Югры" № 50 за 7 апреля 2011 года, № 79 за 27 мая 2011 года.
Таким образом, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Салахову А.Ф., Салаховой Н.И. отказать в удовлетворении заявления о признании недействующим нормативного правового акта в части.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
СОЛОПАЕВА Л.М.


------------------------------------------------------------------