Постановление Думы ХМАО - Югры от 23.04.2013 N 960 "О протоколах согласия Совета Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2013 года"



ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПЯТОГО СОЗЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. № 960

О ПРОТОКОЛАХ СОГЛАСИЯ СОВЕТА ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА -
ЮГРЫ И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ОТ 19 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА

Рассмотрев протоколы согласия Совета Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2013 года № 37, 48, 49, в соответствии со статьей 9 Положения о Совете Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, статьей 6 Регламента взаимодействия Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, а также руководствуясь пунктом 4 статьи 29 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить протокол согласия № 37 Совета Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2013 года "О деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению интереса граждан к законотворческому процессу и их вовлечению в общественно-политическую деятельность" (прилагается).
2. Утвердить протокол согласия № 48 Совета Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2013 года "О роли общественно-политической газеты "Парламентская газета "ТЮМЕНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ" в обеспечении информированности жителей региона о деятельности Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа" (прилагается).
3. Утвердить протокол согласия № 49 Совета Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 апреля 2013 года "О Договоре между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2004 года" (прилагается).
4. Направить настоящее Постановление и указанные протоколы согласия в Совет Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, органы государственной власти Тюменской области, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Б.С.ХОХРЯКОВ





СОВЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ
Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
Ямало-Ненецкого автономного округа

------------------------------------------------------------------

ПРОТОКОЛ СОГЛАСИЯ № 37

19 апреля 2013 года г. Тюмень

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ,
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА
ГРАЖДАН К ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ И ИХ ВОВЛЕЧЕНИЮ
В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Заслушав информации председателя Тюменской областной Думы Корепанова С.Е., председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Хохрякова Б.С., председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Харючи С.Н. о деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению интереса граждан к законотворческому процессу и их вовлечению в общественно-политическую деятельность, в соответствии со статьей 7 Положения о Совете Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа Совет Законодателей пришел к согласию о нижеследующем:
1. Информации о деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа по повышению интереса граждан к законотворческому процессу и их вовлечению в общественно-политическую деятельность принять к сведению (прилагаются).
2. Предложить Тюменской областной Думе, Думе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательному Собранию Ямало-Ненецкого автономного округа использовать опыт работы законодательных органов области и автономных округов в своей деятельности.
3. Направить настоящий протокол согласия в Тюменскую областную Думу, Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа.

Протокол подписали:

от Тюменской от Думы от Законодательного
областной Думы Ханты-Мансийского Собрания Ямало-Ненецкого
автономного округа - автономного округа
Югры

_________ С.Е.КОРЕПАНОВ _________ Б.С.ХОХРЯКОВ _________ С.Н.ХАРЮЧИ
_________ Г.С.КОРЕПАНОВ _________ Е.Д.АЙПИН _________ Н.Н.ЯШКИН
_________ В.А.РЕЙН _________ С.Ю.ДЕГТЯРЕВ _________ С.М.ЯМКИН
_________ В.С.ЧЕРТИЩЕВ _________ Е.Г.ЗЛЕНКО
_________ М.Ш.АБДРАХМАНОВ





Приложение

ИНФОРМАЦИЯ
О РАБОТЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА
ГРАЖДАН К ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ И ИХ ВОВЛЕЧЕНИЮ
В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основными механизмами повышения интереса граждан к законотворческому процессу, которые используют депутаты Тюменской областной Думы, являются механизмы учета мнения граждан при осуществлении права законодательной инициативы в областной Думе, а также сбора и рассмотрения замечаний и предложений граждан к областным законопроектам.
В соответствии со статьей 34 Устава Тюменской области правом законодательной инициативы в областной Думе обладают ее депутаты, Губернатор области, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа, Губернаторы автономных округов, выборные органы местного самоуправления, а также прокурор области, Арбитражный суд области. В 1998 году право законодательной инициативы было предоставлено депутатским структурам Думы - постоянным комиссиям (сейчас это комитеты и постоянная комиссия) и Уставному суду Тюменской области. В 2000 году данное право было предоставлено Счетной палате области, в 2002 - Избирательной комиссии области, в 2003 - Управлению Министерства юстиции России по Тюменской области, в 2008 году - депутатским фракциям областной Думы и членам Совета Федерации Российской Федерации - представителям от Тюменской области.
Таким образом, количество субъектов права законодательной инициативы в областной Думе значительно выросло, благодаря этому возросло количество "точек входа" инициативы граждан в законотворческий процесс областной Думы. Депутаты областной Думы и иные субъекты права законодательной инициативы, внося в Думу законопроекты, опираются при этом не столько на формально-логический анализ необходимости изменения областного законодательства, но прежде всего на оценку последствий правоприменения законов для граждан, для условий их жизнедеятельности. Что касается депутатов Думы, то большинство их законодательных инициатив рождается именно во взаимодействии с гражданами, с жителями Тюменской области во время приема граждан, рассмотрения их письменных обращений, в ходе встреч в трудовых коллективах и общественных организациях, участия в научных конференциях и семинарах, знакомства с положением дел на местах.
Чем шире круг людей, во взаимодействии с которыми возникает предложение о совершенствовании законодательства, чем больше внимания к предложениям людей, которые направили свои способности, личное время на дискуссии по законотворческим вопросам, чем больше распространяется информации об этом взаимодействии и его результатах, тем активнее интерес граждан к законопроектам, позитивнее общественное мнение о деятельности областной Думы и депутатов, тем лучше результат законодательной деятельности Думы, ее влияние на повышение качества жизни населения, на экономический рост в регионе.
Поэтому в практику работы Думы давно вошло привлечение различных общественных объединений, научных и учебных заведений к законотворческой деятельности в качестве независимых экспертов при подготовке законопроектов или проведении экспертизы действующего законодательства, выявлении вопросов, требующих законодательной регламентации. Представители общественных организаций являются активными участниками, а во многих случаях - инициаторами мероприятий, проводимых в Думе: депутатских слушаний, "круглых столов", дней депутата, дней муниципальных образований, конференций и т.п.
Одним из знаковых моментов во взаимодействии депутатов Думы с институтами гражданского общества, гражданами в 2012 году стало обсуждение проекта Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва. Стратегия областной Думы - не просто политическая декларация, но и управленческий, программный документ Думы, непосредственно влияющий на организацию и содержание законодательной работы депутатов и - в конечном итоге - на социально-экономические процессы в Тюменской области.
Начало практике разработки Стратегии деятельности Думы, рассчитанной на реализацию в течение депутатского созыва, было положено депутатами областной Думы первого созыва, которые в середине 90-х в сложных условиях последствий политического кризиса, продолжавшегося глубокого экономического спада, неразвитости федерального, регионального законодательства и федеративных отношений пытались наметить ключевые приоритеты своей депутатской работы.
К настоящему времени сложилась определенная система работы над проектом Стратегии Думы на созыв, в ней обязательно вместе с депутатами Думы участвуют представители Правительства области, органов местного самоуправления, научной, культурной, культурно-национальной и предпринимательской общественности, региональных отделений политических партий, средств массовой информации, социально активные граждане - жители области. Все предложения к проекту документа рассматриваются в рабочей группе депутатов Думы, многие находят поддержку, соответствующие формулировки вводятся в текст. Ежегодно, а также на этапе окончания депутатского созыва проводятся с участием общественности совещания, на которых рассматриваются результаты реализации Стратегии за прошедший период и предложения по совершенствованию этой работы, в том числе при необходимости по корректировке положений Стратегии с учетом конкретной социально-экономической ситуации в Тюменской области.
Проект Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва был разработан по инициативе депутатской фракции "Единая Россия" областной Думы и опубликован в апреле 2012 года для обсуждения в "Парламентской газете "Тюменские известия". На официальном портале областной Думы в сети Интернет был организован форум по обсуждению содержания Стратегии. Поступили предложения по проекту от субъектов права законодательной инициативы в Тюменской областной Думе, от представителей общественности. Документ был обсужден в Совете по правовой культуре и юридической грамотности населения при областной Думе, в Общественной молодежной палате при областной Думе. В мае 2012 года проведено совещание по обсуждению данного проекта Стратегии с участием представителей общественности.
Состоялось многоплановое, конструктивное взаимодействие органа законодательной власти и общественности. Все замечания и предложения были рассмотрены и учтены при доработке проекта Стратегии, многие уже нашли свое отражение в текущей законопроектной и организационно-контрольной работе областной Думы. 26 апреля состоится совещание с общественностью, на котором будут рассмотрены вопросы реализации Стратегии Думы в 2012 году.
Например, целый ряд предложений общественности, нашедших отражение в окончательном тексте Стратегии Думы, были связаны с задачами в сфере физкультуры и спорта, здравоохранения. В соответствии с этими положениями дважды в 2012 году вносились изменения в Закон области "О физической культуре и спорте в Тюменской области", уточнены полномочия исполнительных органов государственной власти Тюменской области в проведении государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Введена дополнительная мера социальной поддержки для детей из малоимущих семей, многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в форме бесплатного посещения государственных учреждений Тюменской области в сфере физической культуры и спорта. Исполнительным органам государственной власти области предоставлено право устанавливать различные формы поддержки региональным физкультурно-спортивным организациям, направленные на развитие физической культуры и спорта, а также на развитие государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта.
Также дважды вносились изменения в Закон области "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области", уточнены полномочия исполнительных органов государственной власти области в сфере здравоохранения, в организации бесплатного оказания населению области медицинской помощи, в проведении иммунопрофилактики инфекционных болезней.
Перед принятием наиболее важных законов Тюменской области Дума уделяет особое внимание общественному мнению, гласности и открытости. Это согласуется с Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" от 7 мая 2012 года № 601, согласно которому информация о разрабатываемых проектах нормативных актов должна быть доступна любому гражданину Российской Федерации.
Так, в соответствии с Законом "О бюджетном процессе в Тюменской области" с 2010 года областной Думой проводятся публичные слушания по проекту закона об областном бюджете, а также по законопроекту об исполнении областного бюджета, что является еще одной формой привлечения граждан для участия в законотворчестве. Законопроекты размещаются на официальном портале областной Думы в сети Интернет. Любой житель Тюменской области, представители органов власти и местного самоуправления области, предприятий и учреждений имеют возможность принять участие в слушаниях путем внесения замечаний и предложений к проектам законов либо в официальном порядке по почте, либо на электронный адрес областной Думы в сети Интернет.
Все замечания, предложения, которые поступают в ходе публичных слушаний, впоследствии рассматриваются на заседаниях согласительной комиссии по доработке проекта закона об областном бюджете, заседаниях комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам, а заявители получают соответствующие ответы.
В 2012 году публичные слушания проводились дважды: с 30 апреля по 7 мая - по проекту закона Тюменской области "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" и со 2 по 8 октября - по проекту закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Необходимо отметить, что жители области проявили заинтересованное отношение к обсуждению и главного финансового документа области, и законопроекта об исполнении областного бюджета. Всего в публичных слушаниях в 2012 году приняли участие более 100 жителей области, поступило около 130 обращений, замечаний и предложений. Наибольшую активность проявили жители города Тюмени, а также жители Тобольска, Исетского, Казанского, Тюменского, Тобольского и Ярковского районов. Активное участие в публичных слушаниях приняла молодежь, в частности - студенты и сотрудники Тюменского нефтегазового университета.
Порядка 30 процентов от общего количества предложений касались вопросов жилищно-коммунального хозяйства, 40 процентов - социальной сферы: о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, о строительстве детских садов и школ, о сокращении очередности в детские сады, о реализации в Тюменской области программы модернизации здравоохранения и т.п. Около 10 процентов предложений связаны с поддержкой сельского хозяйства, улучшением социальной инфраструктуры на селе.
Многие из полученных предложений были учтены в окончательной редакции областного бюджета.
Особое внимание депутаты областной Думы уделяют вовлечению молодежи в законотворческий процесс и общественно-политическую деятельность в целом. При областной Думе с 2006 года создан постоянно действующий общественный совещательный орган - Общественная молодежная палата. Члены палаты способствуют активному участию молодежи в формировании и реализации областной молодежной политики, содействуют деятельности областной Думы в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, принимают участие в заседаниях областной Думы, комитетов и постоянной комиссии Думы. В прошлом году молодые парламентарии выступили инициаторами обсуждения таких проблем, как употребление и распространение табачного изделия "насвай", ограничение розничной продажи алкогольной продукции.
Школу молодежной палаты прошли уже многие, среди ее "выпускников" есть депутаты Дум муниципальных образований, помощники депутатов областной Думы, работники исполнительных органов власти и местного самоуправления, региональных отделений политических партий, руководители и активисты общественных организаций.
На данный момент завершился процесс формирования уже четвертого созыва молодежной палаты, рассмотрены более 60 заявок от представителей политических партий, органов местного самоуправления, вузов, победителей молодежного конкурса "Моя законотворческая инициатива", учащейся и работающей молодежи. 16 апреля состоялось первое заседание палаты четвертого созыва, в ее составе появилось 48 новых членов.
Проблема общественно-политической активности молодежи проявляется в степени участия молодых людей в избирательном процессе. Ежегодно областная Дума в рамках Всероссийского Дня молодого избирателя проводит День молодого избирателя в Тюменской областной Думе. В 2012 году более 150 молодых людей из Тюмени, Ялуторовска, Заводоуковска и Тюменского района приняло участие в этом мероприятии. Посредством деловой игры "Выборы - территория закона" учащиеся и студенты сформировали свой "парламент". Представители пяти условных партий выступили со своими избирательными программами перед сверстниками и экспертами. Ребятам представилась возможность почувствовать себя в качестве и избирателей, и кандидатов на избрание.
Третий год подряд областная Дума выступает соорганизатором проведения студенческой сессии международной молодежной конференции "Тюменская модель ООН". Данный проект - это не просто игра, это возможность на практике развить навыки гражданственности, эффективной коммуникации и дипломатии, межкультурного диалога.
Областная Дума является организатором проведения региональных этапов Всероссийских молодежных конкурсов "Моя страна - моя Россия" и "Моя законотворческая инициатива". Их целью является привлечение молодежи к государственному управлению, к участию в законотворческой деятельности и решении проблем социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Ежегодно молодые тюменцы становятся лауреатами и победителями Всероссийского этапа конкурса.
Состоялся уже 9-й областной конкурс "Юрист-профессионал - 2012", участниками которого ежегодно являются до 400 человек - молодых юристов, работающих в органах власти и управления, в бизнес-структурах, в юридических организациях на всей территории Тюменской области, включая территории автономных округов.
Образован и активно работает Совет при областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области. В 2012 году на заседаниях Совета было рассмотрено 19 вопросов, в том числе: "О формировании основ правовой культуры в общеобразовательных учреждениях Тюменской области"; "О реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"; "О проекте Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва" и другие.
В соответствии с Законом "О Гражданском форуме Тюменской области" Гражданский форум является постоянно действующим консультативным коллегиальным органом, в состав которого входят авторитетные граждане - представители различных секторов общества и социальных групп населения области: органов местного самоуправления, общественных объединений, отделений политических партий; средств массовой информации; конфессий; образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта, предприятий, учреждений, организаций; почетные граждане. Депутаты областной Думы также являются участниками заседаний Форума, в рамках которого проводится общественная экспертиза, в том числе, решений Тюменской областной Думы.
В частности, участники Гражданского форума провели общественную экспертизу ряда важнейших вопросов и управленческих решений: состояния, проблем и перспектив территориального общественного самоуправления; проекта Концепции социально-экономического развития Тюменской области; реализации областной целевой программы содействия занятости населения Тюменской области; приоритетных направлений деятельности по формированию основ гражданского общества; задач бизнеса, общественных объединений предпринимателей и органов власти в развитии предпринимательства в Тюменской области; проблем нравственно-патриотического воспитания граждан в Тюменской области; хода реализации приоритетных национальных проектов в Тюменской области; и других. Следует отметить, что тематика вопросов, рассматриваемых Гражданским форумом, является актуальной и перекликается с темами депутатских слушаний, "круглых столов" и конференций, проводимых областной Думой, а рекомендации, соответственно, учитываются депутатами Думы. Например, были учтены предложения в Закон "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета", направленные на упрощение механизма предоставления молодым семьям субсидий на приобретение или строительство жилых помещений за счет средств областного бюджета, снятие дополнительных административных барьеров при их получении. Установлены дополнительные меры социальной поддержки молодых семей, имеющих одного и более ребенка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме предоставления субсидий на приобретение жилья или строительство жилых помещений за счет средств областного бюджета в размере 30% средней стоимости жилья.
В настоящее время на рассмотрении в областной Думе находится законопроект, целью которого является совершенствование деятельности Гражданского форума Тюменской области. Депутаты считают, необходимо активизировать деятельность областной Думы по взаимодействию с Гражданским форумом, усилить эффективность общественной экспертизы важнейших управленческих решений и деятельности органов государственной власти области.
В целом, вопросы взаимодействия с институтами гражданского общества, гражданами занимали важное место в работе областной Думы в 2012 году. За период с 2007 года в целях регулирования этой сферы принято 9 законов Тюменской области, в том числе 2 - в 2012 году.
В частности, в целях совершенствования процессов взаимодействия с общественностью Дума внесла изменения в Закон области "О бюджетном процессе в Тюменской области". Уточнена процедура рассмотрения прогноза социально-экономического развития Тюменской области, проекта закона об областном бюджете, в том числе с учетом проведения публичных слушаний.
В настоящее время готовится к первому чтению на ближайшем заседании областной Думы проект Закона "Об общественном обсуждении проектов законов Тюменской области". Предполагается, что принятие нормативного правового акта позволит устранить пробелы действующего законодательства, более эффективно осуществлять общественный контроль и экспертизу решений органов государственной власти.
Одобрено Соглашение о сотрудничестве Тюменской областной Думы и Тюменского межрегионального объединения организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов". Основной целью Соглашения является объединение усилий сторон по законодательному обеспечению трудовых и социальных прав и гарантий жителей области, созданию условий для последовательного повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения на основе развития экономики области.
Наряду с законотворчеством одним из главных направлений депутатской деятельности является работа по исполнению наказов избирателей, данных депутатам областной Думы. Многие наказы связаны с внесением изменений в действующее законодательство Российской Федерации, Тюменской области, автономных округов. В частности, в перечне наказов избирателей, данных депутатам областной Думы пятого созыва, есть наказы по содействию принятию законов, направленных на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы; на расширение мер социальной поддержки пенсионерам, людям с ограниченными возможностями, бюджетникам; улучшение качества и доступности медицинского обслуживания населения; на улучшение жилищных условий населения, обеспечение жильем молодых специалистов; создание новых рабочих мест; на создание условий для самореализации молодежи; повышение качества и престижа образования. Они вошли в формулировки Стратегии деятельности областной Думы, в планы законопроектной работы, по отдельным направлениям уже приняты законодательные решения. Следует отметить, что в реализации наказов избирателей на территориях автономных округов депутаты областной Думы встречают взаимопонимание и помощь коллег из Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, поддержку Губернаторов автономных округов.
Важное место в работе по учету предложений жителей области в законотворческом процессе занимает работа с обращениями граждан, позволяющая выявлять мнение жителей по актуальным вопросам жизнедеятельности региона и о необходимости совершенствования законодательства области. Депутаты регулярно проводят личные встречи с избирателями в своих приемных, в общественных приемных политических партий, с выездом в избирательные округа. Работает интернет-приемная на официальном портале областной Думы. Всего в 2012 году зарегистрировано 14171 обращение к депутатам Думы, что на 3603 обращения больше, чем в 2011 году. В Думе проводится анализ количества и содержания обращений граждан, поступивших в адрес депутатов, председателя областной Думы и заместителей председателя областной Думы. Готовятся информационно-аналитические обзоры по результатам работы депутатов Думы с обращениями граждан.
В 125 обращениях граждан в 2012 году содержались предложения по совершенствованию законодательства, социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. В частности, обращения содержали предложения по вопросу установления льгот военнослужащим СССР, Российской Федерации, восстановления звания Герой труда в Российской Федерации, о внесении изменений в законодательство в части регистрации документов купли-продажи жилых помещений. Предлагались поправки в Законы Тюменской области "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета". Поступали предложения об организации парковок автомобилей в г. Тюмени, о развитии мясного коневодства в районах "ишимской" зоны и др.
В первом квартале 2013 года поступило 14 обращений, содержащих предложения по совершенствованию законодательства, они находятся в настоящее время в работе. Так, поступили предложения о внесении изменений в Закон области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" в части включения в перечень категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, вдов репрессированных лиц, а также граждан, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны ("детям войны"). Внесены предложения о принятии закона "О личном подсобном хозяйстве", о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 № 155 "Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", и правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии".
Одной из форм работы Думы по привлечению общественности к законотворческому процессу выступает организация социологических исследований, направленных как на прогнозирование потребности в правовом регулировании и определение механизма этого регулирования, так и на изучение эффективности действия уже принятых законов, отношения к ним различных слоев населения.
Ежегодно Дума организует 10 - 12 исследований, к участию в которых привлекается значительное количество жителей области. Например, в 2012 году более 11 тысяч человек высказали свое мнение по вопросам социально-экономического развития села, организации территориального общественного самоуправления, развития первичной медико-санитарной помощи, туризма, малого предпринимательства, физкультурно-оздоровительной работы и другим темам. К участию в исследованиях привлекаются в качестве экспертов специалисты, глубоко разбирающиеся в конкретных вопросах.
В 2013 году областная Дума начала работу по мониторингу правоприменения пяти законов Тюменской области, регулирующих отношения в сферах перемещения задержанных транспортных средств, профилактики наркомании и токсикомании, поддержки промышленной деятельности, предоставления субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья, оборота земель сельскохозяйственного назначения. В рамках мониторинга запланировано изучение официальной информации, а также проведение выездных заседаний комитетов, совещаний с участием представителей общественности, социологические исследования общественного мнения.
Особое внимание депутатами областной Думы уделяется вопросам информационной открытости. Утверждена Концепция информационной политики Тюменской областной Думы пятого созыва, которая определяет цель, принципы, приоритетные задачи и формы реализации информационной политики Тюменской областной Думы на текущий созыв.
В целях изучения уровня информационной открытости областной Думы в январе - феврале 2013 года проведен опрос жителей Тюменской области - посетителей официального портала областной Думы, на вопросы анкеты ответили 529 человек. Опрос дал иллюстративный срез общественного мнения пользователей Интернета, интересующихся деятельностью Тюменской областной Думы. Респонденты достаточно высоко оценивают уровень информационной открытости областной Думы: 28,2% опрошенных указали, что их вполне удовлетворяют сведения о деятельности областной Думы, получаемые из различных источников, еще 52,7% указали, что эти сведения удовлетворяют их "в основном". О неудовлетворенности заявили 19,1% участников опроса.
С целью повышения интереса граждан к законотворческому процессу в областной Думе осуществляется информационное сопровождение в СМИ заседаний областной Думы, заседаний комитетов и постоянной комиссии областной Думы, Дней депутатов, "круглых столов", конференций, проведения депутатами Думы "парламентских уроков". Реализуется проект "Открытая Дума" по развитию связи областной Думы с общественностью, за первый квартал 2013 года проведено 20 экскурсий и встреч с депутатами областной Думы.
В освещении деятельности областной Думы в 2012 году приняли участие более 160 СМИ, которые опубликовали 6511 информационных материалов о деятельности областной Думы (в 2011 году - 6141). Необходимо отметить, что за три последних года сложился устойчивый тренд на увеличение числа публикаций в СМИ и сети Интернет о деятельности областной Думы. О работе областной Думы в 2012 году готовили информацию 113 аккредитованных журналистов (рост по сравнению с 2011 на 25%).
В 2012 году областная Дума провела ежегодный конкурс "Парламентский корреспондент", в котором приняли участие 63 журналиста юга области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа. Из них признаны победителями и награждены дипломами и поощрительными призами 37 участников.
Активно используется официальный портал областной Думы в сети Интернет, где размещаются все рассматриваемые Думой законопроекты и материалы к ним, публикуются комментарии депутатов Думы к законопроектам. В том числе специально размещаются законопроекты и материалы к ним, подлежащие независимой антикоррупционной экспертизе. Размещается информация о повестках очередных заседаний комитетов, постоянной комиссии областной Думы, о документах, рассматриваемых на данных заседаниях; документы, принятые на заседании областной Думы (перечень и тексты принятых постановлений).
На форуме официального портала проводится обсуждение проектов законов и действующих законов Тюменской области. Осуществляется информирование пользователей Интернета о законодательной деятельности областной Думы посредством размещения информации на официальных аккаунтах областной Думы в социальных сетях "В контакте", "Фейсбук", "Твиттер" и "Ютуб". В социальной сети "Фейсбук" успешно развивается официальная группа областной Думы "Форум "Думский диалог". В рамках этого информационного проекта пользователи социальной сети могут непосредственно пообщаться с депутатами областной Думы, получить квалифицированную информацию о законодательном процессе в областной Думе от работников аппарата.
Всего за 2012 год на официальном портале областной Думы размещено 8270 сообщений (для сравнения: в 2011 году - 2502).
Несмотря на значительный объем проделанной работы, представляется, что механизмы взаимодействия депутатов областной Думы с населением Тюменской области в законотворческом процессе следует развивать.
Так, народная законодательная инициатива в федеральном законодательстве еще не получила правового закрепления, что открыло для регионов свободу творчества. Анализ показывает, что на законодательном уровне в более чем 20 субъектах РФ (г. Москва, Томская, Иркутская, Воронежская, Волгоградская, Свердловская, Омская, Липецкая, Ярославская области и другие) закреплено право граждан вносить в законодательные органы законопроекты. То есть, новый для России институт народной законодательной инициативы сегодня уже достаточно широко распространен. Следует отметить, что и в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры также закреплено право народной инициативы граждан, проживающих на территории автономного округа, при наличии не менее двадцати тысяч подписей.
В целях системного совершенствования механизма реализации правотворческой инициативы граждан целесообразным было бы принятие на федеральном уровне рамочного Федерального закона "О правотворческой инициативе граждан Российской Федерации", который установил бы схему реализации правотворческой инициативы граждан, унифицировал обязательные стадии ее реализации (формирование и регистрация инициативной группы; внесение и регистрация правотворческой инициативы; сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы; рассмотрение правотворческой инициативы органами и должностными лицами).
В заключение следует отметить, что члены Совета Законодателей от Тюменской областной Думы, а также и все депутаты областной Думы полагают, что в соответствии со статусом Совета на его заседании произойдет взаимополезный обмен мнениями о состоянии и перспективах совершенствования работы по повышению интереса жителей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа к участию в законотворческом процессе в законодательных органах власти области и автономных округов, поскольку именно в повышении этого интереса - залог и основа социальной "правильности" законодательных решений, их адекватности современной ситуации и тенденциям ее изменения, а значит залог успешности социально-экономического развития территории региона в целом, повышения уровня и качества жизни населения.





Приложение

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНТЕРЕСА
ГРАЖДАН К ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ И ИХ ВОВЛЕЧЕНИЮ
В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

27 апреля текущего года вся страна впервые будет отмечать новую памятную дату России - День российского парламентаризма. Эта дата является днем начала работы Государственной Думы - первого в отечественной истории демократического института, заложившего в 1906 году основы парламентаризма в России. Основной целью установления даты является привлечение внимания широких слоев населения к деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, популяризации этой деятельности.
На Ямале же особо значимым и судьбоносным событием в истории зарождения представительной власти на Крайнем Севере по праву можно считать Первый Ямальский (Ненецкий) национальный окружной съезд Советов, который открыл свою работу 27 февраля 1932 года. Поражает воображение масштаб поставленных в те годы задач. Была создана принципиально новая система управления и функционирования территории, установлены права коренных народов, активно претворялись в жизнь образовательная и культурная программы, заложены основы экономической политики в условиях Севера. Все это дало возможность округу уверенно и успешно развиваться по сей день.
Весь 2012 год был посвящен этому знаменательному событию. В рамках его были проведены мероприятия с участием председателей советов, законодательных органов, депутатов всех созывов, ученых представителей общественности, школьников и студентов, представителей средств массовой информации. Это и презентации, конкурсы, научно-практические конференции, теле- и радиовикторины, круглые столы, экскурсии по Законодательному Собранию, выставки, парламентские уроки.
Следует отметить, что работа в данном направлении продолжается, но уже в рамках года 20-летия Конституции Российской Федерации и празднования Дня российского парламентаризма.
Кратко о деятельности Законодательного Собрания по рассматриваемому вопросу: в 2012 году нормы Устава (Основного закона) автономного округа были приведены в соответствие с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, регламентирующее порядок избрания и вступления в должность высшего должностного лица округа.
В ноябре в целях обеспечения дополнительной государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в автономном округе принят Закон автономного округа "Об Уполномоченном по правам человека в Ямало-Ненецком автономном округе".
Не менее важный законопроект был разработан и принят на одном из заседаний, это Закон автономного округа "Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ямало-Ненецком автономном округе". Закон принят в целях защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Нормами Закона установлены дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, определены участники государственной системы бесплатной юридической помощи в автономном округе, а также категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.
Традиционно важный и приоритетный для округа блок - социальный, включающий такие направления, как образование, труд, семейная политика, жилищные отношения и другие.
В 2012 году рассмотрен вопрос поддержки родителей, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения, а в целях поддержки учителей, осуществляющих свою педагогическую деятельность в местах кочевий коренных малочисленных народов Севера, установлен повышающий коэффициент за разъездной характер работы.
В целях повышения уровня оплаты труда работников сферы образования в октябре 2012 года установлены базовые оклады по профессиональным квалификационным группам работников (педагогические работники и работники образовательных учреждений).
Внесены изменения в Закон автономного округа "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе".
Законом автономного округа увеличен размер материнского (семейного) капитала, установленный в автономном округе.
Закон автономного округа "О социальных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе" регулирует общественные отношения, связанные с созданием социальной семьи как дополнительной меры социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов в автономном округе в целях повышения качества их жизни и профилактики социального одиночества.
В завершение я хотел бы уже не в первый раз отметить, что вся законотворческая деятельность Парламента автономного округа уже традиционно обеспечивается единством целей и задач, поставленных перед законодательной и исполнительной ветвями власти руководством страны и высшим должностным лицом округа - Губернатором Ямала.
Наступивший 2013 год объявлен Губернатором Ямала - Дмитрием Николаевичем Кобылкиным Годом народосбережения. И, на мой взгляд, эта формулировка, объединившая в себе абсолютно все задачи и цели, когда-либо ставившиеся государствами и их лидерами, является самой точной, самой полной и максимально разумной. Мало достигнуть поставленной цели, мало и превзойти ее, - важно, чтобы намеченные цели и результаты могли быть восприняты, востребованы и использованы собственным народом - нашими же гражданами. И именно поэтому задача сохранения российского народа в целом, и ямальцев в частности, будет являться жизненно важной для депутатов и в наступившем году, и в последующие годы.





Приложение

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУМЫ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ИНТЕРЕСА ГРАЖДАН К ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ
И ИХ ВОВЛЕЧЕНИЮ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обсуждая проблему повышения интереса граждан к законотворческому процессу, нельзя не отметить тот факт, что эксперты авторитетно заявляют: в нашем обществе сложились патерналистские (или потребительские) настроения. Люди привыкли к тому, что за все отвечает Президент, Премьер, начальник - кто угодно, но не я. В итоге уровень гражданской активности и ответственности за последние 10 лет существенно снизился. Отсюда безынициативность и дефицит новых идей.
Повысить интерес граждан к общественной деятельности, а тем более вовлечь в процесс законотворчества - задача очень не простая, требующая разнообразия форм и методов, комплексности их применения. Деятельность Думы автономного округа по решению этой задачи осуществляется по нескольким направлениям.
Первое из них - открытость работы Думы как законодательного органа государственной власти субъекта Федерации. Для вовлечения в процесс совместного законотворчества необходимо сформировать общественное представление о деятельности Думы, которое, в первую очередь, формируется средствами массовой информации, поэтому действительно значим тот факт, что только за прошедший год было опубликовано около 5,5 тысячи материалов о деятельности депутатов и в целом окружного парламента. Почти кратное увеличение информационных материалов мы связываем с возобновлением конкурса журналистского мастерства "Думать по-югорски", а также внедрением новой формы общения с журналистами - регулярных заседаний Парламентского клуба. На одном из его заседаний вы, Сергей Евгеньевич, не только присутствовали, но принимали активное участие и сами могли убедиться в заинтересованности журналистов.
Помимо этого каждое заседание Думы Югры транслируется в режиме он-лайн, то есть стать зрителем хода заседания и процесса рассмотрения вопросов может любой из Интернет-пользователей автономного округа.
Здесь существует опасность, что зритель может остаться пассивным наблюдателем. Для того, чтобы этого не случилось, необходим диалог, то есть использование второго направления (или принципа) - обязательность обратной связи. Основной формой обратной связи, что называется проверенной временем, на мой взгляд, были и остаются встречи с избирателями. В школах и больницах, на производстве, в организациях и учреждениях - аудитории различны, темы разнообразны, но прямой диалог, желание и возможность услышать друг друга наиболее эффективны при формировании и активизации заинтересованности граждан в совместном решении актуальных вопросов, в том числе законотворческих.
Кроме публичных встреч с избирателями и в регулярном режиме депутатских приемов граждан по личным вопросам, любой из жителей Югры может направить свое обращение в Думу автономного округа по каналам обычной почтовой связи, электронной почтой или просто через социальную сеть. Я лично веду свой аккаунт, к сожалению, не каждый день, но периодически мне удается общаться и в таком формате. На официальном сайте Думы Югры действует раздел "Задай вопрос депутату", который достаточно активно используется населением. В общей сложности в 2012 году в адрес депутатов поступило более четырех тысяч обращений, причем половина из них во время личных встреч с избирателями.
Итак, в случае если мы добились внимания и даже интереса со стороны населения, необходимо задействовать третий принцип - вовлеченности в процесс. Вовлекая граждан в законотворческий процесс и формируя у них основы парламентской культуры, мы предоставляем им возможность определять собственную точку зрения на те или иные законопроекты, то есть выступать в качестве общественных экспертов. Это позволяет законодательному органу власти получать действительно объективную картину в отношении целей и эффективности разрабатываемого законопроекта.
В качестве примера приведу проведение Парламентских дней в Белоярском районе. Это тоже новая форма общения с гражданами, опробованная нами. Ее суть - участие депутатов всех уровней. Жители села Казым, старшеклассники с 8 - 11 класс, молодежь и представители трудовых коллективов и общественных организаций Белоярского района смогли пообщаться и задать вопросы депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Леониду Симановскому, Ольге Баталиной, Андрею Макарову, Наталье Школкиной, депутатам Думы округа, Тюменской областной Думы (Осадчук А.М.), депутатам Березовского, Октябрьского районов, городов Нягани и Югорска.
В течение нескольких дней шел яркий и насыщенный диалог. Он завершился за круглым столом, тема которого звучала как "Развитие местного самоуправления". И поверьте, депутаты всех уровней пополнили копилку своих идей и предложений, прозвучавших от жителей Белоярского.
Основываясь на полученном опыте, сегодня общественно значимые законы социальной направленности, рассматриваемые депутатами Югры, получают предварительную оценку экспертов Общественной палаты. У нас подписано и действует соответствующее соглашение.
На официальном сайте Думы автономного округа действует раздел "Обсуждаем законопроекты". Правда, следует признать, здесь необходимо найти варианты и задействовать дополнительные методы активизации участия граждан в обсуждении.
Кроме того, представители Общественной палаты, общественных объединений, представители профсоюзов в обязательном порядке приглашаются и становятся участниками депутатских слушаний и тематических "круглых столов", которые проводятся в Думе автономного округа. Вот только некоторые резонансные темы: "Организация летнего отдыха детей", "Формирование кадастровой стоимости земли", "Развитие альтернативных отраслей экономики", "О негосударственном пенсионном обеспечении". Обсуждение каждой из этих тем вызывало неподдельный интерес граждан, количество участников слушаний варьировалось от 70 до 100 человек.
Значительное внимание Думой Югры уделяется работе с молодежью. И это понятно, если учитывать, что гражданскую активность населения завтрашнего дня необходимо формировать сегодня.
Очередной раз меня в этом убедила встреча с участниками регионального этапа конкурса Молодежного парламента при Думе автономного округа "Моя законотворческая инициатива". Юноши и девушки Югры со всей серьезностью и ответственностью разрабатывали собственные проекты, призванные изменить или модернизировать окружающую действительность. Да, идеи разнообразны и иной раз настолько масштабны, что для их реализации недостаточно бюджета всей страны не то что округа, но, так или иначе, представители юного поколения оказались вовлечены в законотворческий процесс, включающий в себя юридическое и финансово-экономическое обоснование законопроектов, а также их публичную защиту. Итогом регионального этапа стали победы на всероссийском этапе этого конкурса: три представителя Югры поощрены знаком отличия "Депутатский резерв", еще два в числе победителей награждены золотым и серебряным знаками отличия "Национальное достояние России". Да, до победы дошли единицы, но все участники регионального этапа единодушно заявили, что законотворчество - это увлекательный и захватывающий процесс. И главное здесь то, насколько кардинально поменялась точка зрения молодых югорчан, суть которой изначально состояла в том, что создание законопроекта - это бумажная рутина и банальная скука.
Следует подчеркнуть, что в автономном округе выстроена целая система конкурсов - муниципальный уровень, региональный и всесторонняя поддержка участия во Всероссийских конкурсах. "Моя законотворческая инициатива", "Моя страна - моя Россия", "Возможность" - эти и другие испытания не только позволяют выявить наиболее активных, но и формируют основы парламентской культуры, что называется с юных лет.
Но участие в конкурсах - это все-таки разовые мероприятия. Для сотрудничества на постоянной основе задействованы иные механизмы, один из них - деятельность Молодежного парламента при Думе Югры. Это совещательный и консультативный орган. Его основная функция - разработка предложений по совершенствованию законодательства автономного округа, затрагивающего права и законные интересы молодежи. Основными направлениями работы Молодежного парламента за последний год стали: подготовка предложений в Стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, разработка проекта "Накопительная ипотека", вопросы эффективности использования учреждений социальной сферы, экспертизы муниципальных молодежных программ и поиск решения проблем обеспеченности местами в детских садах, а также проект "Доходные дома". Последний проект хотел бы выделить особо, поскольку предложения по развитию арендного жилья, изложенные в этом проекте, фактически включены в программу развития округа до 2020 года.
На муниципальном уровне организованы и действуют молодежные объединения, представляющие собой молодежные парламенты при представительных органах муниципалитетов, молодежные советы при главах муниципальных образований либо общественно-молодежные палаты, но суть их одинакова - вовлечение молодого поколения в общественно-политическую деятельность своего города, населенного пункта.
Ярчайшим примером в новейшей мировой истории стала Исландия. Новую Конституцию этой страны, которая принята в октябре 2012 года, составили 25 простых граждан - рыбаков, шахтеров и врачей. Это достойный пример максимального включения простых людей в деятельность по управлению государством. Думаю, сегодня к подобному эксперименту на территории Югры мы пока не готовы, но нам есть к чему стремиться.





СОВЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ
Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
Ямало-Ненецкого автономного округа

------------------------------------------------------------------

ПРОТОКОЛ СОГЛАСИЯ № 48

19 апреля 2013 года г. Тюмень

О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА
"ТЮМЕНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ" В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ
РЕГИОНА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ,
ДУМЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ,
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Заслушав информацию Кострова А.И., главного редактора общественно-политической газеты "Парламентская газета "ТЮМЕНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ", мнение членов Совета Законодателей, в соответствии со статьей 7 Положения о Совете Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа Совет Законодателей пришел к согласию о нижеследующем:
1. Информацию о деятельности общественно-политической газеты "Парламентская газета "ТЮМЕНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ" принять к сведению (прилагается).
2. Направить настоящий протокол согласия в Тюменскую областную Думу, Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа.

Протокол подписали:

от Тюменской от Думы от Законодательного
областной Думы Ханты-Мансийского Собрания Ямало-Ненецкого
автономного округа - автономного округа
Югры

_________ С.Е.КОРЕПАНОВ _________ Б.С.ХОХРЯКОВ _________ С.Н.ХАРЮЧИ
_________ Г.С.КОРЕПАНОВ _________ Е.Д.АЙПИН _________ Н.Н.ЯШКИН
_________ В.А.РЕЙН _________ С.Ю.ДЕГТЯРЕВ _________ С.М.ЯМКИН
_________ В.С.ЧЕРТИЩЕВ _________ Е.Г.ЗЛЕНКО
_________ М.Ш.АБДРАХМАНОВ





Приложение

ВЫСТУПЛЕНИЕ
ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ А.И. КОСТРОВА ПО ВОПРОСУ "О РОЛИ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА
"ТЮМЕНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ" В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ
ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ,
ДУМЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ,
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

Уважаемые депутаты - члены Совета Законодателей Тюменской областной Думы, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа!
Неслучайно, обращаясь к вам с трибуны Совета Законодателей, я говорю - коллеги. Потому что на ваших глазах, при вашем многолетнем, непосредственном, заинтересованном участии почти полтора десятка лет формировалась и претерпевала изменения Концепция парламентской газеты "Тюменские известия".
Суть этой концепции можно выразить сжато: основной задачей парламентского издания является всестороннее, оперативное и объективное освещение законотворческой деятельности депутатского корпуса сразу трех субъектов Российской Федерации.
Краеугольным камнем творческой концепции "Тюменских известий" было и остается укрепление единого информационного пространства - того самого информационного поля, на котором наши журналисты продолжают добросовестно работать.
Мы на конкретных цифрах можем сказать, что "Тюменские известия" остаются верны своему главному документу - Концепции. Как и следовало из совместного решения трех парламентов - следим за справедливым распределением газетной площади между тремя географическими территориями: югом Тюменской области, Югрой и Ямалом. Считаем это справедливым, ведь подобный подход обеспечивает актуальной информацией всех наших читателей: и тех, кто сегодня живет в округах, и тех, кто, переехав на тюменский юг, организовался в многочисленные землячества, и жителей тюменской аграрной глубинки.
Именно с целью "паритетного" информирования в минувшем году на страницах "Тюменских известий" были реализованы сразу три газетных проекта. Это тематические (раз в неделю) полосы "Югорское время" и "Ямальское время", а также проект "Сельские истории". Две первые полосы представляют собой максимально насыщенную информационную подборку о главных социально-экономических событиях в округах. Круг тем достаточно широк: это обсуждение в законодательных собраниях принятия и реализации важнейших социально-экономических окружных программ, таких как переселение населения из ветхого и аварийного жилья, баланс интересов нефтегазового комплекса и коренного населения округов, образовательные и медицинские программы.
Проект "Сельские истории", несмотря на кажущуюся жанровую легкость названия, призван рассказывать о делах весьма серьезных. В частности, о реализации на селе областной программы "Самообеспечение", о попытках жителей сельского юга области выжить в условиях, предложенных рынком, о поиске и путях решения самых больных проблем малообеспеченных и многодетных семей.
"Тюменские известия" никогда не забывали такую не слишком популярную на федеральном уровне тему, как тема землячеств. Убежден, что ветераны становления мощного нефтегазового комплекса Западной Сибири - а географически сегодня это и Югра, и Ямал, и "южане" - единодушно подтвердят, что на страницах парламентской газеты всегда находится место для того, чтобы рассказать об их проблемах, предоставить газетную полосу для воспоминаний. Эти воспоминания, мы считаем, нельзя отнести сегодня к разряду "ретро". Это наглядная история поколений, история освоения Западной Сибири. История, которая обязательно будет интересной молодому поколению.
Мы благодарны нашим учредителям за возможность открыто и направленно сказать сегодня о проблемах газеты. Радует также и то, что учредители, говоря об официальном статусе газеты, не отбрасывают в сторону определение - "общественно-политическая газета". И это не только справедливо с точки зрения рядового читателя. Это также логично укладывается в концепцию нашего издания. Ведь любой материал в газете, включая рядовой отчет с любого комитета законодательного собрания, - это попытка уйти от традиционной газетной формы, напоминающей скучный отчет. Читатель должен знать: работа комитета Думы - это всегда поиск депутатами оптимального пути решения проблемы, это эмоциональная рабочая дискуссия, цель которой - помочь избирателю.
Помимо традиционной полосы "Парламентская жизнь", существует еще множество тематических полос, которые лишь на первый взгляд имеют "косвенное" отношение к парламентской теме. Это полоса "Общество", в которой разрабатываются важнейшие социальные темы. Это "Экономика", которую трудно представить без активного вмешательства и комментариев со стороны депутатского корпуса. Это полосы "Культура", "Партийная жизнь" (освещение работы всех партийных думских фракций), "Крестьянский вопрос" (решение горячих проблем АПК), "Связь поколений" (проблема военно-патриотического воспитания), "Я - потребитель" и многие другие социально важные темы, в которых присутствие депутатов, как мы считаем, крайне необходимо и полезно.
Хотелось бы сказать несколько слов о проектах, которые уже сегодня реализуются в рамках парламентской газеты "Тюменские известия" - и о некоторых задумках на будущее.
Одной из важнейших ролевых задач парламентского издания является знакомство читателя с депутатом - уже не на официальном, но на более глубоком, личностном уровне. С этой целью "Тюменские известия" уже много лет реализуют книжный проект "Парламентские диалоги: дела и Думы трех субъектов Федерации".
Сейчас мы вплотную приступили к работе над четвертым томом "Парламентских диалогов". Для того, чтобы существенно обновить содержание будущей книги (ведь речь идет о депутатах уже пятого созыва!), в каждом четверговом номере газеты третья полоса отдана рубрике "Портрет депутата", цель которой - сделать народного избранника максимально понятным и прозрачным для избирателя.
И еще одна из важных целей газеты: обеспечение стабильной связи "депутат - избиратель". Для реализации этой цели редакционная коллегия "Тюменских известий" решила основать на страницах парламентской газеты еще одну новую рубрику: "Слово депутата: сказано - сделано?". Почему знак вопроса?
Журналисты "Тюменских известий", в отличие от корреспондентов других изданий, вместе с народными избранниками часто выезжают на встречи с избирателями. В ходе таких встреч избиратели делятся со "своим" депутатом наболевшими проблемами. Это наличие рабочих мест, это состояние дорог и мостов, связывающих глубинку с "цивилизацией", это поведение предпринимателей, легко приватизирующих озера, исконно бывшие общей собственностью жителей глубинки. Зачастую депутаты - и это, как правило, звучит на страницах нашей газеты - дают своим избирателям твердое обещание "разобраться в проблеме".
Думаем, что подробный и беспристрастный "мониторинг" подобных обещаний будет не только интересен, но и полезен. Надеемся, что новая рубрика станет нашим общим, коллективным проектом, который еще раз докажет: у депутатского и у журналистского корпуса одни проблемы, одни задачи. Одна - и очень важная - роль.
Для того, чтобы успешно решать задачи, поставленные учредителями парламентской газеты перед редакционным коллективом, необходимо иметь достаточное материально-техническое и финансовое обеспечение, позволяющее вести работу на современном уровне. На этот год запланировано обновление сайта "Тюменских известий", который существует уже 10 лет. Стоимость проекта - 160 тыс. рублей, но это оправданные расходы, если учесть, что в среднем за сутки его посещают, по данным за первый квартал этого года, 1460 человек. Всего же за этот период информацией, размещенной на нашем ресурсе, воспользовались 132 тысячи человек. И только в марте - 41040. 29,8% посетителей зарегистрированы в Тюмени, 13,8% - в Москве, 5,6% - в Ханты-Мансийске, 3,2% - в Салехарде.
Заходят на сайт не только жители многих российских городов - Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Челябинска, Екатеринбурга, но и граждане Украины, Белоруссии, Германии, США и, что удивительно, - Гвинеи, Судана, Люксембурга и даже Виргинских островов.
Поэтому мы сделаем сайт более удобным для наших пользователей, мы намерены размещать на нем видеоматериалы, подготовленные журналистами во время совместных поездок с депутатами по избирательным округам и во время командировок на северные территории.
Есть и другие проекты. Один из них - переход на полноцветный выпуск субботнего номера в более удобном для читателей формате. Однако есть серьезное опасение, что он так и останется на бумаге. Из представленной Вам справки о финансировании газеты за 2008 - 2013 годы видно, что за это время один из соучредителей - Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - сократил субсидии на издание газеты с 18 млн. 286 тыс. рублей в 2008 году до 4 млн. в 2013 году.
В учредительных же документах четко сказано: "Учредители выделяют бюджетные средства на содержание редакции Газеты, издание и доставку Газеты подписчикам на паритетных условиях. Финансирование Газеты предусматривается ежегодно в бюджетах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа".
Чтобы понять, что такое сегодня эти 4 млн. рублей, достаточно привести несколько цифр. Редакция на протяжении последних лет регулярно обеспечивает за свой счет социальной (бесплатной) подпиской 3147 ветеранов округа, на что за полугодие расходуется 1 млн. 325 тысяч 865 рублей. На подписку в течение года тратится уже 2 млн. 651 тысяча 730 рублей.
В прошлом году журналисты "Тюменских известий" провели в Ханты-Мансийском округе 88 дней, посетили 6 городов и населенных пунктов. Затраты на командировки составили 481 тысячу 263 рубля. Достаточно произвести несложное арифметическое действие, чтобы понять, что от выделенных на этот год 4 миллионов остается мизер.
Уважаемое Собрание Законодателей! Мы с вами уже занимались решением этой проблемы на предыдущих заседаниях. Для того, чтобы редакция не снизила достигнутый уровень в обеспечении информированности жителей региона о деятельности законодательных собраний Тюменской области, Югры и Ямала, нужно еще раз серьезно подумать и консолидированными действиями привести финансирование в соответствие с Договором об учреждении общественно-политической газеты Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа "Парламентская газета "Тюменские известия".





СОВЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ
Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
Ямало-Ненецкого автономного округа

------------------------------------------------------------------

ПРОТОКОЛ СОГЛАСИЯ № 49

19 апреля 2013 года г. Тюмень

О ДОГОВОРЕ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА -
ЮГРЫ И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ОТ 9 ИЮЛЯ 2004 ГОДА

Заслушав информации председателя Тюменской областной Думы Корепанова С.Е., председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Хохрякова Б.С., председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Харючи С.Н. о Договоре между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2004 года, предложения членов Совета Законодателей, в соответствии со статьей 7 Положения о Совете Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа Совет Законодателей пришел к согласию о нижеследующем:
1. В связи с истечением 31.12.2015 срока действия Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа создать рабочую группу при Совете Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Руководителям законодательных органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа ввести в состав указанной рабочей группы по три представителя от соответствующих законодательных органов государственной власти, включая председателей законодательных органов власти, и, по согласованию с Губернаторами области и автономных округов, по два представителя от соответствующих исполнительных органов государственной власти с правом привлечения экспертов к ее работе.
3. Поручить рабочей группе в срок до 1 июня 2013 года подготовить предложения к Договору между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 июля 2004 года.
4. Направить настоящий протокол согласия в Тюменскую областную Думу, Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа, Губернатору Тюменской области В.В. Якушеву, Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Н.В. Комаровой, Губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкину, главным федеральным инспекторам в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе.

Протокол подписали:

от Тюменской от Думы от Законодательного
областной Думы Ханты-Мансийского Собрания Ямало-Ненецкого
автономного округа - автономного округа
Югры

_________ С.Е.КОРЕПАНОВ _________ Б.С.ХОХРЯКОВ _________ С.Н.ХАРЮЧИ
_________ Г.С.КОРЕПАНОВ _________ Е.Д.АЙПИН _________ Н.Н.ЯШКИН
_________ В.А.РЕЙН _________ С.Ю.ДЕГТЯРЕВ _________ С.М.ЯМКИН
_________ В.С.ЧЕРТИЩЕВ _________ Е.Г.ЗЛЕНКО
_________ М.Ш.АБДРАХМАНОВ


------------------------------------------------------------------