Постановление Администрации города Нижневартовска от 29.07.2013 N 1540 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и туризма города Нижневартовска на 2014 - 2020 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2013 г. № 1540

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
И ТУРИЗМА ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Администрации города Нижневартовска
от 15.11.2013 № 2377, от 16.04.2014 № 713, от 06.05.2014 № 835,
от 30.06.2014 № 1263, от 25.08.2014 № 1674, от 24.02.2015 № 334,
от 07.05.2015 № 882, от 25.11.2015 № 2084)

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 427-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", Уставом города Нижневартовска, в целях совершенствования комплексной системы мер по реализации государственной политики в сфере культуры, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности и оказания услуг, соответствующих современным потребностям общества и каждого жителя города Нижневартовска:
(в ред. постановлений Администрации города Нижневартовска от 25.08.2014 № 1674, от 24.02.2015 № 334)
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие культуры и туризма города Нижневартовска на 2014 - 2020 годы" согласно приложению.
(в ред. постановлений Администрации города Нижневартовска от 15.11.2013 № 2377, от 24.02.2015 № 334, от 25.11.2015 № 2084)
2. Пресс-службе администрации города (Н.В. Ложева) опубликовать постановление в газете "Варта".
3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по социальной и молодежной политике М.В. Парфенову.

Глава администрации города
А.А.БАДИНА





Приложение
к постановлению
администрации города
от 29.07.2013 № 1540

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений Администрации города Нижневартовска
от 15.11.2013 № 2377, от 16.04.2014 № 713, от 06.05.2014 № 835,
от 30.06.2014 № 1263, от 25.08.2014 № 1674, от 24.02.2015 № 334,
от 07.05.2015 № 882, от 25.11.2015 № 2084)

Паспорт Программы
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска
от 25.11.2015 № 2084)

Наименование Программы
Муниципальная программа "Развитие культуры и туризма города Нижневартовска на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы
Управление культуры администрации города
Соисполнители Программы
Муниципальные бюджетные и автономные учреждения культуры и дополнительного образования
Цель Программы
Совершенствование комплексной системы мер по реализации государственной политики в сфере культуры, дополнительного образования и туризма, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности и оказания услуг, соответствующих современным потребностям общества и каждого жителя города Нижневартовска
Задачи Программы
1. Создание условий для развития культуры и искусства и обеспечения прав граждан на участие в культурной жизни города, реализации творческого потенциала жителей города, организации содержательного культурного досуга.
2. Создание условий для сохранения и популяризации культурных ценностей, развития внутреннего и въездного туризма.
3. Создание условий для развития библиотечного обслуживания населения, модернизационного развития общедоступных библиотек и обеспечения доступа населения к информации.
4. Создание условий для развития дополнительного образования детей в детских школах искусств и музыкальной школе, сопровождение и поддержка одаренных детей и молодежи
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период с 2014 года по 2020 год.
Реализация Программы предусматривается в семь этапов:
- I этап - 2014 год;
- II этап - 2015 год;
- III этап - 2016 год;
- IV этап - 2017 год;
- V этап - 2018 год;
- VI этап - 2019 год;
- VII этап - 2020 год
Объемы и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 4348523,5 тыс. рублей, в том числе:
- 2014 год - 8631,37 тыс. рублей;
- 2015 год - 7474,02 тыс. рублей;
- 2016 год - 764455,04 тыс. рублей;
- 2017 год - 936190,12 тыс. рублей;
- 2018 год - 877257,65 тыс. рублей;
- 2019 год - 877257,65 тыс. рублей;
- 2020 год - 877257,65 тыс. рублей.
Источниками финансирования Программы являются средства городского бюджета, бюджета автономного округа и федерального бюджета
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности
1. Увеличение числа участников социокультурных мероприятий на территории города до 403900 человек.
2. Увеличение количества предметов музейного фонда на 3800 единиц.
3. Увеличение библиотечных фондов на 27800 единиц экземпляров.
4. Увеличение доли детей, осваивающих дополнительные образовательные программы, до 98,96%.
5. Увеличение доли родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги, до 88,5%.
6. Увеличение количества мероприятий, направленных на продвижение туристического потенциала города, на муниципальном, окружном и всероссийском уровнях в 2 раза.
7. Сохранение количества вновь поставленных и (или) восстановленных спектаклей

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Город Нижневартовск обладает значительным культурным потенциалом, который используется в качестве фактора социально-экономического развития города, а также как средство эстетического, нравственного и духовного воспитания различных социальных групп. Город имеет давние театральные, музыкальные и художественные традиции, обладает историко-культурным и духовным потенциалом, способным обеспечивать динамичное социально-экономическое развитие территории, повышать уровень благосостояния населения.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации новый взгляд на культуру состоит в том, чтобы видеть стратегический ресурс инновационного развития, источник конкурентоспособности и творчества. На современном этапе сфера культуры рассматривается также как важнейший стратегический ресурс создания условий для развития человеческого потенциала. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обеспечивает реализацию прав граждан на свободу всех видов творчества, участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к информации и культурным ценностям.
На территории города Нижневартовска действует 10 муниципальных учреждений культуры, подведомственных управлению культуры администрации города: 5 бюджетных и 5 автономных учреждений, в том числе 3 клубных учреждения: "Дворец искусств", Дворец культуры "Октябрь", "Центр национальных культур"; "Нижневартовский краеведческий музей имени Тимофея Дмитриевича Шуваева"; "Библиотечно-информационная система", которая включает 19 библиотек (в том числе 2 детско-юношеские, 6 детских, 11 взрослых); "Городской драматический театр"; 4 учреждения дополнительного образования: "Детская школа искусств № 1", "Детская школа искусств № 2", "Детская школа искусств № 3", "Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова".
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
В учреждениях культуры и дополнительного образования зарегистрировано 161 клубное формирование, в том числе 86 клубных формирований для детей. Общее количество коллективов самодеятельного народного творчества из числа всех клубных формирований составляет 59% (95 коллективов), при этом 18 коллективов имеют звание "Народный самодеятельный"/"Образцовый художественный".
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
В городе Нижневартовске сохраняется система дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, состоящая из 4 муниципальных автономных учреждений дополнительного образования: трех школ искусств и одной музыкальной школы. Дополнительным образованием охвачено 9,5% детей от общего числа обучающихся общеобразовательных школ. В учреждениях дополнительного образования сохраняется стабильный контингент обучающихся - 2750 человек, растет число желающих получить дополнительные платные образовательные услуги (780 детей). Для успешного функционирования образовательного процесса необходимо обеспечение учреждений дополнительного образования современным оборудованием, мебелью, оргтехникой, учебно-методической литературой и музыкальными инструментами. В настоящее время износ фонда музыкальных инструментов (рояли, струнно-смычковые, ударные, духовые, народные: клавишные и струнно-щипковые) учреждений дополнительного образования составляет 80%.
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
В современных условиях роль муниципальной политики в сфере культуры возрастает и усложняется. С одной стороны, органы местного самоуправления должны предоставлять каждому человеку свободу выбора, возможность творчества и самовыражения, обеспечивать равный доступ всех граждан к культурным ценностям и ресурсам, а с другой - идеологически формировать приоритетные направления личностного выбора, контролировать возможные отклонения, несущие в себе деструктивное начало.
В этой связи все более осознается необходимость в формировании потребностей населения в уникальных культурных продуктах, позволяющих поддерживать высокий уровень интеллектуального и культурного развития личности. Одна из важнейших задач органов управления культурой заключается в том, чтобы предлагать, стимулировать и поддерживать производство уникального культурного продукта.
В течение последнего времени на территории города Нижневартовска в сфере культуры реализуются такие социально значимые проекты как зональный этап Международного фестиваля детского и юношеского творчества "Открытая Европа", традиционный фестиваль искусств, труда и спорта "Самотлорские ночи", Международный театральный фестиваль спектаклей малых форм "Северные встречи", традиционные массовые праздники "День города", "Масленица", праздничный парад, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, фестивали и конкурсы в сфере художественного образования. Традиционными становятся мероприятия в сфере международного культурного сотрудничества. Деятельность учреждений культуры города Нижневартовска получает высокую оценку на престижных мероприятиях международного и всероссийского уровней.
Ежегодно муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования, осуществляющими деятельность в сфере культуры, в социокультурную деятельность по всем направлениям вовлекается порядка 586 тысяч человек, в том числе более 235 тысяч детей и социально незащищенных граждан.
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
С учетом высокой социальной значимости проводимых мероприятий, а также принимая во внимание объемы затрат, требуемых на их реализацию, становится очевидной потребность в поддержке культурных инициатив за счет бюджета города.
По состоянию на 01.01.2013 обеспеченность населения города объектами культуры составляет: школы искусств - 55,3%; библиотеки - 54,1%; музеи - 9,6%; клубные учреждения - 24,3%.
Основной проблемой, тормозящей поступательное развитие отрасли "Культура", продолжает оставаться несоответствие материально-технического состояния и оснащенности учреждений культуры современным нормам и требованиям, а также изменившимся социокультурным ориентациям населения.
Новые технологии, связанные с решением проблем управления сферой культуры, должны находить применение в музейной практике. Основной функцией Нижневартовского краеведческого музея (далее - музей) по-прежнему остается сохранение культурного наследия в специфическом формате существования музейных фондов: хранение, сбор, изучение и публичное представление культурных ценностей. Деятельность музея нуждается в плановой модернизации, отражающей актуальные тенденции развития общества.
Основная проблема, с которой сталкивается музей, заключается в сочетании следующих негативных факторов: дефицит кадров, недостаточность выставочных площадей и помещений для хранения музейных фондов, незавершенный капитальный ремонт, препятствующих должной организации деятельности музея по основным направлениям.
Уровень качества музейной деятельности в значительной степени зависит от состояния материально-технической базы музея, в частности от оснащенности музея современным выставочным и производственным (компьютерным и периферийным) оборудованием, которое остается на недостаточном уровне. Многие музейные предметы нуждаются в реставрации. В результате ежегодный объем реставрационных работ составляет в среднем лишь 0,5% от общей потребности.
Музей участвует в создании регионального портала музеев Югры, размещает в сети Интернет оцифрованные изображения музейных предметов, проводит работы по регистрации музейных предметов в Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, внедрению информационно-справочной системы (ИСС) для обеспечения удаленного доступа пользователей к музейным коллекциям. На базе музея в рамках окружной муниципальной программы создан центр общественного доступа, имеющий специализированное оборудование для лиц с ограниченными возможностями в жизнедеятельности (нарушение зрения). Сайт музея предоставляет возможность получения государственных услуг в электронном виде, обеспечивая доступ к музейным фондам.
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска от 15.11.2013 № 2377)
Остро стоит проблема актуализации и сохранения историко-культурного наследия города. На сегодняшний день в городе не ведется систематическая работа по выявлению, учету и сохранению объектов культурного наследия, хотя город Нижневартовск располагает значительным потенциалом в этой области, связанным в том числе с освоением Самотлорского месторождения и русской колонизацией края вплоть до начала ХХ века. Первым шагом в этом направлении стала постановка на государственный учет археологической находки "Кирьясская барка" в список выявленных объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В городе Нижневартовске работает муниципальное бюджетное учреждение "Библиотечно-информационная система", в состав которой входит 19 библиотек. Библиотечным обслуживанием охвачено 22,4% населения города. Объем совокупного книжного фонда составляет 515880 единиц хранения. Одной из важных проблем является обновление фондов, требующее увеличения количества поступлений новой литературы, в том числе периодических изданий. Прирост фондов библиотек документами на бумажных и электронных носителях ежегодно снижается. В соответствии с рекомендациями Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) международный стандарт по комплектованию библиотечных фондов должен составлять не менее 250 экземпляров новых книг на 1 тысячу жителей. В 2010 году по городу Нижневартовску прирост библиотечных фондов составил 152 экземпляра на 1 тысячу жителей, в 2011 году - 112,3 экземпляра, а в 2012 году - 59,5 экземпляра.
Муниципальные библиотеки стремятся адаптироваться к быстро меняющимся условиям: регулярно обновляют сайт системы, выстраивают партнерские отношения с коммерческими и некоммерческими организациями, творческими объединениями, учреждениями образования и социальной поддержки населения. Работники библиотек участвуют в конкурсах, подают заявки на гранты, разрабатывают социокультурные проекты, занимаются "специализацией" библиотек-филиалов и продвижением авторских проектов. Библиотеки расширяют свою аудиторию, проводя мероприятия в учреждениях образования и в открытом городском пространстве.
Библиотеки имеют доступ к сети Интернет, оснащены копировально-множительной техникой. Тем не менее, в связи с требованием, установленным федеральным законодательством по предоставлению библиотечных услуг в электронном виде (обеспечение доступа к справочно-поисковому аппарату, базам данных, оцифрованным изданиям), компьютерный парк муниципальных библиотек нуждается в постоянном обновлении.
Поэтому задачами Программы являются продолжение поэтапной модернизации инфраструктуры библиотек, стратегически выверенное планирование деятельности библиотек, в том числе комплектование, расширение спектра библиотечных услуг, стимулирование сотрудничества с другими библиотеками региона и страны.
Важнейшей составляющей современной культурной жизни города является деятельность городского драматического театра. Наряду с созданием и показом спектаклей и театральных постановок важной составляющей деятельности городского драматического театра является организация мероприятий художественно-творческого характера, формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве. Для увеличения количества посещений и объема гастрольной деятельности, привлечения зрительской аудитории необходимы новые формы работы, совершенствование художественного и профессионального мастерства актеров.
При высоких показателях производственно-творческой деятельности городского драматического театра (в 2012 году состоялось 214 театральных постановок) можно отметить несоответствие материально-технической оснащенности театра современным нормам и требованиям, а также изменившимся социокультурным ориентациям населения.
Проведение традиционного Международного театрального фестиваля спектаклей малых форм "Северные встречи" (далее - фестиваль) в муниципальном автономном учреждении "Городской драматический театр" приобрело широкую известность, стало значительным явлением в культурной жизни города и свидетельством того, как художественные искания перемещаются из столиц в провинцию. Проведение такого масштабного события в культурной жизни города Нижневартовска отмечается растущим интересом зрителей и театральной общественности к проблемам сохранения отечественного классического наследия. Проведение фестиваля способствует расширению культурного пространства, предоставлению зрителям возможности знакомства с современным европейским театром и театрами стран СНГ. Для актерской среды проведение фестиваля - это возможность установления постоянных творческих связей с коллегами из других стран. Привлечение театральных коллективов в рамках проведения фестиваля способствует популяризации театрального искусства города Нижневартовска, а также привлечению дополнительных финансовых средств.
Таким образом, проведение фестиваля - это не только важная форма мониторинга развития театрального искусства, но и значительный вклад в развитие отрасли "Культура" в целом.
Организация досуга различных социальных групп населения остается приоритетным направлением деятельности учреждений культуры города. Народное творчество и традиционная культура - это те направления, которые позволяют максимально широко привлекать творческое население города. Деятельность учреждений культуры должна быть направлена на увеличение численности пользователей культурно-досуговых услуг и гарантировать возможность творческой самореализации жителей города.
В настоящее время в городе Нижневартовске проявляется интерес к развитию творческих индустрий, к новым формам культурной деятельности. В связи с этим приобретает актуальность развитие сектора досуга и культурного образования в новых, инновационных формах. Для многих горожан оказываются востребованными новые социокультурные и образовательные практики, позволяющие получать представление о новейших культурных и творческих технологиях.
Современная социокультурная ситуация повлекла за собой целый ряд негативных тенденций, касающихся различных сфер жизнедеятельности, снижение творческой активности людей. Человек развивает свои способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в сферах, непосредственно не связанных с профессиональной деятельностью. В связи с этим необходимо расширять сеть клубов и любительских объединений как добровольного, инициативного объединения людей, самостоятельно программирующих и организующих свою досуговую деятельность, с ориентацией на новые культурные практики.
В сфере досуга в целом наблюдается явное смещение в сторону массовой развлекательной культуры, особенно в молодежной среде. В настоящее время актуальной становится разработка новых массовых проектов, охватывающих интересы всего населения города. Основными ориентирами для учреждений культуры должны стать возможность самореализации интересов личности, ее духовного роста, формирование художественно-эстетического вкуса, снятие определенного психологического напряжения, раскрепощение инициативы и самодеятельности представителей различных социальных групп.
В частности, в современном обществе остро стоит проблема социальной адаптации детей, находящихся в детских домах, интернатах. Важнейшей проблемой выступает организация досуга детей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями, способствование их социально-культурной реабилитации. Одной из нерешенных проблем детей-инвалидов, проживающих в семьях, является их изолированность от общения со сверстниками.
Важное значение приобретают организация досуга и поиск новых форм работы с детьми-инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции. Создание равных возможностей для инвалидов, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности для них различных форм культуры, культурной деятельности.
Особое внимание в современных условиях должно быть уделено вопросам организации досуга по месту жительства, семейного отдыха. Таким образом, важной задачей учреждений культуры города Нижневартовска является обеспечение устойчивого развития социально-культурных составляющих качества жизни при сохранении культурной среды и преумножении творческого потенциала населения.
Особенности современных социально-экономических условий требуют расширения спектра предоставляемых населению услуг, вовлечения в культурное пространство новых субъектов культуры. В связи с ежегодным увеличением объема услуг сферы культуры, потребляемых населением города, все большее значение приобретает их качество. Это является одним из главных направлений муниципальной культурной политики и условием повышения эффективности оказания услуг.
Программа определяет вектор развития отрасли "Культура" и актуальные проблемные вопросы, требующие разрешения на основе применения программно-целевого метода бюджетного планирования. Решение обозначенных проблем возможно осуществить прежде всего программно-целевым методом, который дает возможность прогнозировать и оценивать результаты работы, эффективно расходовать финансовые ресурсы и координировать деятельность различных учреждений культуры.
Использование программно-целевого метода позволяет последовательно осуществлять меры по сохранению и развитию базовых направлений в сфере культуры, что в целом ведет к повышению уровня и качества жизни горожан. Программа предполагает осуществление развития сферы культуры в направлении ее оптимизации, творческого и технологического совершенствования, обеспечение качественного досуга горожан и, следовательно, повышение культурного уровня населения города.
Мероприятия Программы направлены на оптимизацию расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решении приоритетных задач, ориентацию деятельности учреждений культуры на достижение общественно значимых результатов, поддержание стабильного и устойчивого развития города.
Программа будет способствовать укреплению культурного потенциала города Нижневартовска, создаст дополнительные условия для повышения качества и доступности услуг, оказываемых населению.
Развитие в городе отрасли "Культура" неизменно ведет и к дополнительной привлекательности нашего города с туристической точки зрения.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 24.02.2015 № 334)
Современная туристская индустрия является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Рациональное использование имеющихся туристско-рекреационных ресурсов является одним из эффективных рычагов структурной перестройки экономики города, стимулирующих развитие сопряженных с туризмом отраслей: строительство, транспорт, связь, торговля и пр.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 24.02.2015 № 334)
Туристский потенциал города Нижневартовска многогранен и выражается во многих аспектах, особо выделяется факт современного "нефтяного" города, который дополнен более ранней историей, этнографией, природными и климатическими особенностями.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 24.02.2015 № 334)
Географическое положение города становится фактором, определяющим наличие такой климатической особенности, как "белые ночи", продолжающиеся весь июнь. Данный фактор является основой для проведения событийных туристско-культурных, спортивных мероприятий. В городе Нижневартовске традиционно в период "белых ночей" проходит фестиваль искусств, труда и спорта "Самотлорские ночи".
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 24.02.2015 № 334)
Особое внимание стоит уделить высокой концентрации объектов туристского показа, наличию достопримечательных мест, в числе которых и важные исторические объекты. Также в городе множество памятников, посвященных отдельным событиям и аспектам культурной жизни города.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 24.02.2015 № 334)
Таким образом, туристский потенциал города Нижневартовска определяется выгодным транспортно-географическим положением, развитой инфраструктурой, достаточным уровнем сосредоточения культурно-исторических объектов. Это позволяет создавать туристско-экскурсионные программы, развивать культурный, спортивный и событийный туризм. Кроме того, город обладает разнообразными направлениями развития культуры, искусства, спорта и других аспектов городской среды, направленных на удовлетворение потребностей различных категорий туристов.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 24.02.2015 № 334)
Реализация Программы осуществляется в трех значимых сферах экономики города: культура, туризм и дополнительное образование.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
В последние годы удалось преодолеть спад в развитии культуры города, добиться расширения форм и объемов участия города и бизнеса в поддержке культуры.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
Отрасль культуры и дополнительного образования испытывает острый дефицит в квалифицированных кадрах, наблюдаются тенденции "старения" кадров.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное дело, театральную деятельность, традиционную народную культуру, дополнительное образование в сфере культуры, а также значительному укреплению потенциала города в сфере культуры.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
Проблемы муниципальной системы дополнительного образования имеют общий характер, присущий всей российской системе художественного образования.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2013 года учреждения дополнительного образования приступили к реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Одним из главных показателей результативности учебно-воспитательного процесса является доля обучающихся в общем контингенте, полностью освоивших образовательные программы. В 2013 году этот показатель составил 99,44%, в 2014 году - 99,31%, по итогам первого полугодия - 98,68%. Наметившаяся тенденция снижения данного показателя объясняется возросшими требованиями к уровню подготовки обучающихся дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
Основной проблемой остается недостаточная обеспеченность профессиональными кадрами, а именно слабый приток молодых специалистов на фоне углубляющегося процесса "старения" кадров. В 2014 году численность преподавателей и концертмейстеров составила 175 человек, из них молодых специалистов в возрасте до 35 лет - 17,1%. Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не привела к массовому притоку молодых специалистов. Обновление кадров за счет притока молодых специалистов в 2014 году составило 2,8%.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
Материально-техническая база учреждений дополнительного образования нуждается в значительном укреплении, остается актуальной проблема повышения комфортности помещений для предоставления муниципальных услуг. Учреждения нуждаются в обновлении и пополнении нотного и библиотечного фонда, приобретении специальной методической литературы. Для соответствия современным требованиям организации учебного процесса необходимо продолжить дальнейшее оснащение учреждений музыкальными инструментами и техническими средствами (DVD, CD, музыкальная и видеоаппаратура и т.д.).
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)
Развитие детского коллективного творчества затруднено отсутствием современных концертных музыкальных инструментов и другого специального оборудования. Также учреждения дополнительного образования испытывают острую необходимость в средствах для организации творческих поездок наиболее талантливых обучающихся на конкурсы всероссийского и международного уровней.
(абзац введен постановлением Администрации города Нижневартовска от 25.11.2015 № 2084)

Раздел 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска
от 25.11.2015 № 2084)

Целью Программы является совершенствование комплексной системы мер по реализации государственной политики в сфере культуры, дополнительного образования и туризма, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности и оказания услуг, соответствующих современным потребностям общества и каждого жителя города Нижневартовска.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение комплекса задач:
1. Создание условий для развития культуры и искусства и обеспечения прав граждан на участие в культурной жизни города, реализации творческого потенциала жителей города, организации содержательного культурного досуга.
2. Создание условий для сохранения и популяризации культурных ценностей, развития внутреннего и въездного туризма.
3. Создание условий для развития библиотечного обслуживания населения, модернизационного развития общедоступных библиотек и обеспечения доступа населения к информации.
4. Создание условий для развития дополнительного образования детей в детских школах искусств и музыкальной школе, сопровождение и поддержка одаренных детей и молодежи.

Раздел 3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска
от 25.11.2015 № 2084)

Реализация Программы рассчитана на период с 2014 года по 2020 год.
Реализация Программы предусматривается в семь этапов:
- I этап - 2014 год;
- II этап - 2015 год;
- III этап - 2016 год;
- IV этап - 2017 год;
- V этап - 2018 год;
- VI этап - 2019 год;
- VII этап - 2020 год.

Раздел 4. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска
от 25.11.2015 № 2084)

Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского бюджета, бюджета автономного округа и федерального бюджета.
Общий объем финансирования Программы составляет 4348523,5 тыс. рублей, в том числе:
- 2014 год - 8631,37 тыс. рублей, в том числе:
средства бюджета автономного округа - 4829 тыс. рублей;
средства городского бюджета - 3802,37 тыс. рублей;
- 2015 год - 7474,02 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 98,6 тыс. рублей;
средства бюджета автономного округа - 2176,6 тыс. рублей;
средства городского бюджета - 5198,82 тыс. рублей;
- 2016 год - 764455,04 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 109,6 тыс. рублей;
средства бюджета автономного округа - 1680,66 тыс. рублей;
средства городского бюджета - 692664,78 тыс. рублей;
- 2017 год - 936190,12 тыс. рублей, в том числе:
средства бюджета автономного округа - 58932,47 тыс. рублей;
средства городского бюджета - 877257,65 тыс. рублей;
- 2018 год - 877257,65 тыс. рублей, в том числе средства городского бюджета - 877257,65 тыс. рублей;
- 2019 год - 877257,65 тыс. рублей, в том числе средства городского бюджета - 877257,65 тыс. рублей;
- 2020 год - 877257,65 тыс. рублей, в том числе средства городского бюджета - 877257,65 тыс. рублей.

Раздел 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы включает в себя:
- разработку и принятие муниципальных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
- ежегодное уточнение затрат на реализацию программных мероприятий;
- совершенствование организационной структуры управления Программой с четким определением состава, функций, механизмов, координации действий соисполнителей Программы.
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска от 15.11.2013 № 2377)
Управление культуры администрации города, являясь ответственным исполнителем Программы, осуществляет:
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска от 15.11.2013 № 2377)
- контроль за реализацией мероприятий Программы;
- координацию и мониторинг хода реализации Программы.
Управление культуры администрации города несет ответственность за достижение поставленной цели путем реализации мероприятий Программы, обеспечение утвержденных значений целевых индикаторов, качественное и своевременное исполнение программных мероприятий. В случае необходимости ответственный исполнитель Программы осуществляет корректировку программных мероприятий и объемов финансирования.
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска от 15.11.2013 № 2377)
Программой определен круг соисполнителей: муниципальные бюджетные и автономные учреждения культуры и дополнительного образования.
(в ред. постановлений Администрации города Нижневартовска от 15.11.2013 № 2377, от 25.11.2015 № 2084)
Соисполнители Программы несут ответственность за организацию и исполнение соответствующих мероприятий Программы, рациональное и целевое использование выделяемых бюджетных средств.
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска от 15.11.2013 № 2377)
Соисполнители Программы представляют ответственному исполнителю Программы информацию об исполнении мероприятий Программы ежеквартально - в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно - в срок до 10 января года, следующего за отчетным годом.
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска от 15.11.2013 № 2377)

Раздел 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска
от 25.11.2015 № 2084)

Эффективность реализации задач Программы посредством реализации программных мероприятий оценивается ежегодно путем мониторинга достижения значений установленных показателей эффективности Программы и сравнения базовых значений целевых индикаторов с текущими (на этапе реализации Программы) и завершающими (по окончании реализации Программы).
Реализация программных мероприятий позволит:
- создать механизм устойчивого развития муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
- обеспечить гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного художественного образования;
- повысить посещаемость в муниципальных учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства.
Показатели Программы:
- увеличение числа участников социокультурных мероприятий на территории города. Показатель определяется методом экстраполяции исходя из количества зрителей, посетивших мероприятия, проводимые учреждениями культуры, а также количества посещений читателями библиотек (культурно-досуговые учреждения, театр, музей, библиотечно-информационная система);
- увеличение количества предметов музейного фонда. Показатель определяется исходя из учета предметного состава фонда, который ведется в книгах поступлений основного и научно-вспомогательного фондов по номерам реестровых записей, осуществляемых учреждением;
- увеличение библиотечных фондов. Показатель определяется исходя из фактического учета экземпляров библиотечного фонда библиотечно-информационной системы;
- увеличение доли детей, осваивающих дополнительные образовательные программы. Показатель определяется как соотношение количества обучающихся, освоивших дополнительные образовательные программы, к общему количеству обучающихся в детских школах искусств и музыкальной школе;
- увеличение доли родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги. Показатель определяется как соотношение количества родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги, к общему числу опрошенных;
- увеличение количества мероприятий, направленных на продвижение туристического потенциала города, на муниципальном, окружном и всероссийском уровнях. Показатель определяется из количества мероприятий, реализуемых в рамках продвижения города Нижневартовска как объекта, привлекательного для туристов;
- сохранение количества вновь поставленных и (или) восстановленных спектаклей. Показатель определяется исходя из фактического количества поставленных и (или) восстановленных спектаклей.
Целевые показатели Программы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Целевые показатели муниципальной программы
"Развитие культуры и туризма города Нижневартовска
на 2014 - 2020 годы"

№ п/п
Наименование показателя
Базовый показатель на начало реализации Программы
Значение показателя по годам
Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1.
Увеличение числа участников социокультурных мероприятий на территории города (чел.)
394714
394714
393567
396898
400339
403900
403900
403900
403900
2.
Увеличение количества предметов музейного фонда (ед.)
33700
34200
35000
35500
36000
36500
37000
37500
37500
3.
Увеличение библиотечных фондов (экз.)
513600
524700
528100
531000
533800
536400
538900
541400
541400
4.
Увеличение доли детей, осваивающих дополнительные образовательные программы (%)
99,4
99,08
98,68
98,72
98,91
98,94
98,95
98,96
98,96
5.
Увеличение доли родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги (%)
88,1
88,25
88,25
88,28
88,35
88,44
88,45
88,5
88,5
6.
Увеличение количества мероприятий, направленных на продвижение туристического потенциала города, на муниципальном, окружном и всероссийском уровнях (ед.)
2
3
3
4
4
4
4
4
4
7.
Сохранение количества вновь поставленных и (или) восстановленных спектаклей (ед.)
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Раздел 7. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Программные мероприятия направлены на решение поставленных задач в комплексе в течение всего срока реализации Программы.
Перечень программных мероприятий приведен в таблице 2.

Таблица 2

Основные мероприятия муниципальной программы
"Развитие культуры и туризма города Нижневартовска
на 2014 - 2020 годы"
(в ред. постановления Администрации города Нижневартовска
от 25.11.2015 № 2084)

№ п/п
Наименование мероприятия
Ответственный исполнитель/соисполнители Программы
Источники финансирования
Финансовые затраты на реализацию Программы (тыс. руб.)
всего
в том числе
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Цель: совершенствование комплексной системы мер по реализации государственной политики в сфере культуры, дополнительного образования и туризма, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности и оказания услуг, соответствующих современным потребностям общества и каждого жителя города Нижневартовска
Задача 1. Создание условий для развития культуры и искусства и обеспечения прав граждан на участие в культурной жизни города, реализации творческого потенциала жителей города, организации содержательного культурного досуга
1.1.
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) учреждений культуры
управление культуры администрации города
городской бюджет
1602682,96
-
-
255556,52
336781,61
336781,61
336781,61
336781,61
бюджет округа
53558,32
-
-
26779,16
26779,16
-
-
-
1.2.
Организация культурного обслуживания населения города с учетом культурных интересов и потребностей различных социально-возрастных групп (мероприятия, в том числе межбюджетные трансферты)
учреждения культуры
городской бюджет
29436,00
700,00
2380,00
7014,00
4878,00
4863,00
4738,00
4863,00
бюджет округа
800,00
-
800,00
-
-
-
-
-
1.3.
Проведение цикла конкурсных и выставочных мероприятий, направленных на выявление и поддержку творческих инициатив
учреждения культуры
городской бюджет
4883,00
140,00
102,00
445,00
1209,00
894,00
1199,00
894,00
1.4.
Участие творческих коллективов и исполнителей в международных, российских, городских и окружных смотрах, конкурсах, фестивалях
учреждения культуры
городской бюджет
2548,00
-
-
540,00
412,00
592,00
412,00
592,00
1.5.
Восстановление и создание новых постановок
учреждения культуры
городской бюджет
2272,00
-
-
422,00
350,00
500,00
500,00
500,00
1.6.
Обновление материально-технической базы учреждений культуры (приобретение основных средств, текущий и капитальный ремонты, в том числе межбюджетные трансферты)
учреждения культуры
городской бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
бюджет округа
-
-
-
-
-
-
-
-

Итого по задаче 1
всего
1696180,28
840,00
3282,00
290756,68
370409,77
343630,61
343630,61
343630,61
городской бюджет
1641821,96
840,00
2482,00
263977,52
343630,61
343630,61
343630,61
343630,61
бюджет округа
54358,32
-
800,00
26779,16
26779,16
-
-
-
Задача 2. Создание условий для сохранения и популяризации культурных ценностей, развития внутреннего и въездного туризма
2.1.
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) Нижневартовского краеведческого музея
управление культуры администрации города
городской бюджет
158387,67
-
-
25858,59
33132,27
33132,27
33132,27
33132,27
бюджет округа
6467,62
-
-
3233,81
3233,81
-
-
-
2.2.
Развитие музейного дела и удовлетворение потребности населения в предоставлении доступа к культурным ценностям (мероприятия, в том числе межбюджетные трансферты)
муниципальное бюджетное учреждение "Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева"
городской бюджет
4365,00
200,00
400,00
1153,00
653,00
653,00
653,00
653,00
бюджет округа
132,20
132,20
-
-
-
-
-
-
2.3.
Осуществление экспозиционно-выставочной деятельности, развитие семейного и школьного туризма
муниципальное бюджетное учреждение "Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева"
городской бюджет
400,00
-
-
80,00
80,00
80,00
80,00
80,00
2.4.
Организация, проведение и участие в мероприятиях, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма
учреждения культуры и дополнительного образования
городской бюджет
1622,45
422,45
250,00
558,00
98,00
98,00
98,00
98,00
2.5.
Обновление материально-технической базы учреждения (в том числе межбюджетные трансферты)
муниципальное бюджетное учреждение "Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева"
городской бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-

Итого по задаче 2
всего
171374,94
754,65
650,00
30883,40
37197,08
33963,27
33963,27
33963,27
городской бюджет
164775,12
622,45
650,00
27649,59
33963,27
33963,27
33963,27
33963,27
бюджет округа
6599,82
132,20
-
3233,81
3233,81
-
-
-
Задача 3. Создание условий для развития библиотечного обслуживания населения, модернизационного развития общедоступных библиотек и обеспечения доступа населения к информации
3.1.
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) библиотечно-информационной системы
управление культуры администрации города
городской бюджет
895368,08
-
-
141548,84
188454,81
188454,81
188454,81
188454,81
бюджет округа
17573,06
-
-
8786,53
8786,53
-
-
-
3.2.
Удовлетворение потребности населения в предоставлении доступа к библиотечным услугам и продвижение чтения (мероприятия, в том числе межбюджетные трансферты)
муниципальное бюджетное учреждение "Библиотечно-информационная система"
городской бюджет
10150,00
-
400,00
1950,00
1950,00
1950,00
1950,00
1950,00
бюджет округа
-
-
-
-
-
-
-
-
3.3.
Обновление материально-технической базы учреждения (в том числе межбюджетные трансферты)
муниципальное бюджетное учреждение "Библиотечно-информационная система"
городской бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
бюджет округа
-
-
-
-
-
-
-
-
3.3.1.
Комплектование библиотечных фондов на различных носителях, в том числе периодическими изданиями
муниципальное бюджетное учреждение "Библиотечно-информационная система"
городской бюджет
2076,90
1000,00
76,90
1000,00
-
-
-
-
бюджет округа
1761,60
1325,90
435,70
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
208,20
-
98,60
109,60
-
-
-
-
3.3.2.
Автоматизация библиотек: обновление компьютерного парка и оргтехники, поддержка локальной сети сайтов, предоставление доступа к сети "Интернет" и др.
муниципальное бюджетное учреждение "Библиотечно-информационная система"
городской бюджет
591,47
288,42
24,00
279,05
-
-
-
-
бюджет округа
2912,30
1195,00
136,00
1581,30
-
-
-
-

Итого по задаче 3
всего
930641,61
3809,32
1171,20
155255,32
199191,34
190404,81
190404,81
190404,81
городской бюджет
908186,45
1288,42
500,90
144777,89
190404,81
190404,81
190404,81
190404,81
бюджет округа
22246,96
2520,90
571,70
10367,83
8786,53
-
-
-
федеральный бюджет
208,20
-
98,60
109,60
-
-
-
-
Задача 4. Создание условий для развития дополнительного образования детей в детских школах искусств и музыкальной школе, сопровождение и поддержка одаренных детей и молодежи
4.1.
Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) учреждений дополнительного образования
управление культуры администрации города
городской бюджет
1482711,10
-
-
251955,26
307688,96
307688,96
307688,96
307688,96
бюджет округа
49922,53
-
-
29789,56
20132,97
-
-
-
4.2.
Обеспечение участия одаренных детей и молодежи в мероприятиях по культурному обмену, выявление и сопровождение талантливых детей, поощрение премиями обучающихся, проявивших выдающиеся способности
учреждения дополнительного образования
городской бюджет
5316,00
-
138,00
1146,00
1008,00
1008,00
1008,00
1008,00
бюджет округа
400,00
150,00
250,00
-
-
-
-
-
4.3.
Повышение профессионального роста кадрового потенциала учреждений, совершенствование уровня педагогической деятельности в детской музыкальной школе и школах искусств
учреждения дополнительного образования
городской бюджет
648,00
-
-
66,00
225,00
66,00
225,00
66,00
4.4.
Проведение цикла конкурсных и выставочных мероприятий, направленных на выявление и сопровождение одаренных обучающихся в сфере культуры и искусства, "Мир вокруг нас", "Экзерсис", городской конкурс академического рисунка "Нижневартовск - город будущего"
учреждения дополнительного образования
городской бюджет
2698,50
51,50
330,00
791,00
302,00
461,00
302,00
461,00
4.5.
Обновление материально-технической базы учреждений
учреждения дополнительного образования
городской бюджет
4539,44
1000,00
1097,92
2301,52
35,00
35,00
35,00
35,00
бюджет округа
4091,10
2025,90
554,90
1510,30
-
-
-
-

Итого по задаче 4
всего
1550326,67
3227,40
2370,82
287559,64
329391,93
309258,96
309258,96
309258,96
городской бюджет
1495913,04
1051,50
1565,92
256259,78
309258,96
309258,96
309258,96
309258,96
бюджет округа
54413,63
2175,90
804,90
31299,86
20132,97
-
-
-

Всего по Программе
всего
4348523,50
8631,37
7474,02
764455,04
936190,12
877257,65
877257,65
877257,65
городской бюджет
4210696,57
3802,37
5198,82
692664,78
877257,65
877257,65
877257,65
877257,65
бюджет округа
137618,73
4829,00
2176,60
71680,66
58932,47
-
-
-
федеральный бюджет
208,20
-
98,60
109,60
-
-
-
-


------------------------------------------------------------------