Постановление Администрации Нижневартовского района от 27.11.2013 N 2508 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и туризма в Нижневартовском районе на 2014 - 2020 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. № 2508

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
И ТУРИЗМА В НИЖНЕВАРТОВСКОМ РАЙОНЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлениями администрации района от 05.08.2013 № 1663 "О муниципальных программах Нижневартовского района", от 18.09.2013 № 1946 "Об утверждении Перечня муниципальных программ района на 2014 - 2020 годы", в целях с развития культуры и туризма в Нижневартовском районе:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие культуры и туризма в Нижневартовском районе на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Определить общий объем финансирования за счет всех источников финансирования, необходимый для реализации Программы на 2014 - 2020 годы, в сумме 1441733,4 тыс. руб., в том числе: за счет средств бюджета района - в сумме 1412668,9 тыс. руб., из них:
в 2014 году - 174078,0 тыс. руб.;
в 2015 году - 183044,0 тыс. руб.;
в 2016 году - 190984,60 тыс. руб.;
в 2017 году - 200866,0 тыс. руб.;
в 2018 году - 213455,0 тыс. руб.;
в 2019 году - 218431,0 тыс. руб.;
в 2020 году - 231810,3 тыс. руб.;
за счет средств бюджета автономного округа - в сумме 4325,5 тыс. руб., из них:
в 2014 году - 2582,1 тыс. руб.;
в 2015 году - 762,7 тыс. руб.;
в 2016 году - 980,7 тыс. руб.;
за счет иных внебюджетных источников - 24739,0 тыс. руб., из них:
в 2014 году - 3420,0 тыс. руб.;
в 2015 году - 3506,0 тыс. руб.;
в 2016 году - 3562,5 тыс. руб.;
в 2017 году - 3562,5 тыс. руб.;
в 2018 году - 3563,0 тыс. руб.;
в 2019 году - 3562,5 тыс. руб.;
в 2020 году - 3562,5 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы на 2014 - 2020 годы могут подлежать корректировке, исходя из возможностей бюджета района, путем уточнения по сумме и мероприятиям.
3. Пресс-службе администрации района (А.Н. Королева) опубликовать постановление в районной газете "Новости Приобья".
4. Постановление вступает в силу с 01.01.2014.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации района по социальным вопросам О.В. Липунову.

Глава администрации района
Б.А.САЛОМАТИН





Приложение
к постановлению
администрации района
от 27.11.2013 № 2508

Паспорт
муниципальной программы "Развитие культуры и туризма
в Нижневартовском районе на 2014 - 2020 годы"
(далее - муниципальная программа)

Наименование муниципальной программы
"Развитие культуры и туризма в Нижневартовском районе на 2014 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель муниципальной программы
управление культуры администрации района
Соисполнители муниципальной программы
управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации района;
муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства по застройке Нижневартовского района";
районное муниципальное автономное учреждение "Межпоселенческий культурно-досуговый комплекс "Арлекино";
районное муниципальное автономное учреждение "Дворец культуры "Геолог";
муниципальное автономное учреждение "Межпоселенческая библиотека" Нижневартовского района";
муниципальное автономное учреждение "Межпоселенческий центр национальных промыслов и ремесел";
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Новоаганская детская школа искусств";
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств им. А.В. Ливна";
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Охтеурская детская школа искусств";
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Ваховская детская школа искусств";
муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Ларьякская детская школа искусств"
Цели муниципальной программы
сохранение и популяризация культурного наследия Нижневартовского района, привлечение внимания общества к его изучению, повышение качества культурных услуг, предоставляемых в области библиотечного дела;
обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, реализация творческого потенциала жителей Нижневартовского района;
создание условий для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в Нижневартовском районе, расширения спектра туристских услуг для жителей района, автономного округа, российских и иностранных граждан
Задачи муниципальной программы
1. Подпрограмма I "Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации":
1.1. Создание условий для модернизационного развития общедоступных библиотек Нижневартовского района.
1.2. Сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижневартовского района.
1.3. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
1.4. Внедрение соревновательных методов и механизмов выявления, сопровождения и развития талантливых детей и молодежи Нижневартовского района.
1.5. Создание условий для развития профессионального искусства.
1.6. Создание благоприятных условий для художественно-творческой деятельности и развития народных художественных промыслов и ремесел.
1.7. Стимулирование культурного разнообразия, создания в Нижневартовском районе условий для диалога и взаимодействия культур.
1.8. Создание действенной адресной системы поддержки деятелей культуры и искусства Нижневартовского района.
1.9. Усиление социальной направленности культурной политики в Нижневартовском районе.
2. Подпрограмма II "Укрепление единого культурного пространства в Нижневартовском районе":
2.1. Создание условий для функционирования учреждений дополнительного образования в сфере культуры.
2.2. Создание условий для функционирования муниципального автономного учреждения "Межпоселенческая библиотека".
2.3. Создание условий для функционирования учреждений культурно-досугового типа.
2.4. Создание условий для функционирования муниципального автономного учреждения "Межпоселенческий центр национальных промыслов и ремесел".

3. Подпрограмма III "Развитие внутреннего и въездного туризма":
3.1. Формирование эффективного механизма управления в сфере туризма Нижневартовского района.
3.2. Информационное, инновационное и методическое обеспечение туристской отрасли.
3.3. Продвижение туристских возможностей Нижневартовского района
Подпрограммы муниципальной программы
1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации.
2. Укрепление единого культурного пространства в Нижневартовском районе.
3. Развитие внутреннего и въездного туризма
Целевые показатели муниципальной программы (показатели непосредственных результатов)
1. Подпрограмма I "Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации":
1.1. Увеличение количества библиотечных книг на 1000 жителей с 5229 экземпляров до 6494 экземпляров.
1.2. Увеличение доли библиотечных фондов общедоступных библиотек Нижневартовского района, отраженных в электронных каталогах с 33,5 процентов до 55,5 процентов.
1.3. Увеличение числа посещений веб-сайтов библиотек Нижневартовского района удаленными пользователями с 7950 человек до 8050 человек.
1.4. Увеличение объема баз данных библиотек Нижневартовского района собственной генерации, в том числе электронных каталогов с 6670 записей до 109670 записей.
1.5. Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей, с целью увеличения числа выявленных юных талантов и их поддержки с 26,8 процентов до 27 процентов детей.
1.6. Увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры с 392 процентов до 420 процентов населения.
1.7. Увеличение количества выдающихся деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов, удостоенных мер муниципальной поддержки (гранты, премии, стипендии) с 12 до 15.
1.8. Увеличение количества кинозрителей, посетивших публичные киномероприятия, организованные муниципальными учреждениями с 4831 человека до 9414 человек.
1.9. Увеличение количества посетителей культурно-досуговых мероприятий, организованных муниципальными культурно-досуговыми учреждениями с 184,118 тысяч человек до 295,000 тысяч человек.
1.10. Доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы по региону до 100 процентов.

1.11. Доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений дополнительного образования до средней заработной платы по экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 100 процентов.
2. Подпрограмма II "Укрепление единого культурного пространства в Нижневартовском районе":
2.1. Рост числа участников в региональных общероссийских конкурсах, фестивалях не менее чем на 50 чел.
2.2. Сохранение контингента обучающихся по всем реализуемым программам (982 чел.).
2.3. Сохранение количества реализуемых образовательных программ (236).
2.4. Рост концертно-исполнительской, выставочной деятельности учащихся, преподавателей, концертмейстеров не менее чем на 10 ед. ежегодно.
2.5. Сохранение количества концертных коллективов преподавателей и учащихся (45).
2.6. Рост количества пользователей библиотек в год на 100 человек с 46,8 до 47.
2.7. Рост числа посещений библиотек в год на 1000 человек с 3372 раз до 3400 раз.
2.8. Количество новых поступлений в библиотеки в год не менее 5000 в год.
2.9. Увеличение объема баз данных собственной генерации, в том числе электронных каталогов не менее 5000 зап.
2.10. Рост числа мероприятий, проведенных библиотекой в год (не менее 100 ед.).
2.11. Тираж библиографических и методических изданий библиотеки в год - 4 ед.
2.12. Количество баз данных, внесенных в электронные каталоги библиотеки в год - 3 ед.
2.13. Рост числа пользователей библиотеки на 1000 населения на конец года с 475 до 500.
2.14. Рост библиотечного фонда на 1000 чел. населения на конец года с 5230 до 6494.

2.15. Число новых поступлений - 250 ед. на 1000 населения на конец года.
2.16. Рост числа посетителей массовых мероприятий к числу прошлого года, в том числе: детей, представителей льготной категории, на 1 процент ежегодно.
2.17. Рост количества культурно-досуговых мероприятий, в том числе числа мероприятий, проводимых силами самодеятельных коллективов учреждений, на 3 процента ежегодно.
2.18. Рост количества выставок на 10 единиц ежегодно.
2.19. Рост числа посетителей культурно-досуговых мероприятий на 1 процент ежегодно.
2.20. Увеличение количества коллективов самодеятельного народного творчества учреждения на 1 ежегодно.
2.21. Число ежегодно вводимых забытых технологий ремесел (1 ед. в год).
2.22. Число посетителей культурно-досуговых мероприятий (чел., с ростом не менее 6 процентов).
2.23. Количество мастеров, обученных за год (по технологиям, чел.).
2.24. Количество изданных методических пособий (6 шт. ежегодно).
2.25. Число пользователей информационно-методическими услугами (чел.).
3. Подпрограмма III "Развитие внутреннего и въездного туризма":
3.1. Увеличение количества реализуемых с помощью средств (грантов) района с 1 до 12 проектов.
3.2. Увеличение количества организованных мероприятий (выставок, конференций, совещаний, ознакомительных поездок и др.) и участие в выездных мероприятиях, направленных на продвижение туристского потенциала Нижневартовского района, с 1 до 2 ежегодно
Сроки реализации муниципальной программы
2014 - 2020 годы
Финансовое обеспечение муниципальной программы
общий объем финансирования за счет всех источников финансирования, необходимый для реализации Программы на 2014 - 2020 годы, - в сумме 1441733,4 тыс. руб., в том числе: за счет средств бюджета района - в сумме 1412668,9 тыс. руб., из них:
в 2014 году - 174078,0 тыс. руб.;
в 2015 году - 183044,0 тыс. руб.;
в 2016 году - 190984,60 тыс. руб.;
в 2017 году - 200866,0 тыс. руб.;
в 2018 году - 213455,0 тыс. руб.;
в 2019 году - 218431,0 тыс. руб.;
в 2020 году - 231810,3 тыс. руб.;
за счет средств бюджета автономного округа - в сумме 4325,5 тыс. руб., из них:
в 2014 году - 2582,1 тыс. руб.;
в 2015 году - 762,7 тыс. руб.;
в 2016 году - 980,7 тыс. руб.;
за счет иных внебюджетных источников - 24739,0 тыс. руб., из них:
в 2014 году - 3420,0 тыс. руб.;
в 2015 году - 3506,0 тыс. руб.;
в 2016 году - 3562,5 тыс. руб.;
в 2017 году - 3562,5 тыс. руб.;
в 2018 году - 3563,0 тыс. руб.;
в 2019 году - 3562,5 тыс. руб.;
в 2020 году - 3562,5 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы на 2014 - 2020 годы могут подлежать корректировке, исходя из возможностей бюджета района, путем уточнения по сумме и мероприятиям
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы (показатели конечных результатов)
1. Подпрограмма I "Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации":
1.1. Увеличение доли объектов культурного наследия, вовлеченных в региональное социокультурное пространство от общей доли объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижневартовского района, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с 50 процентов до 100 процентов.
1.2. Увеличение количества кинозрителей с 4831 тыс. человек до 9414 тыс. человек.
1.3. Повышение уровня удовлетворенности жителей Нижневартовского района качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры района, до 98 процентов.
2. Подпрограмма II "Укрепление единого культурного пространства в Нижневартовском районе":
2.1. Успеваемость учащихся (100 процентов).
2.2. Доля выпускников учреждений, поступивших в профильные ссузы, вузы (не менее 1,5 процентов).
2.3. Среднее число посещений библиотеки 1 читателем за год - 7 ед.
2.4. Обращаемость библиотечного фонда составит не менее 2,1 раза в год.
2.5. Книгообеспеченность пользователей библиотеки - 12,8 шт.
2.6. Объем электронных каталогов библиотек к общему объему фондов (56,9 процентов).
2.7. Динамика увеличения электронных каталогов библиотеки до 37,2 процентов.
2.8. Увеличение удельного веса населения, принимающего участие в мероприятиях учреждений на 1 процент ежегодно.
2.9. Среднее число посетителей культурно-досугового мероприятия - не менее 30.
2.10. Доля коллективов, имеющих звание "Народный (образцовый) самодеятельный коллектив" - 22,63 процента.
2.11. Среднее число посетителей культурно-досуговых мероприятий (55 чел.).

2.12. Количество мастеров, имеющих звание "Народный мастер России" (5 чел.).
2.13. Количество культурно-досуговых мероприятий (469 ед. за 7 лет).
2.14. Количество научно-исследовательских мероприятий (28 ед. за 7 лет).
2.15. Количество проведенных экскурсий (441 ед. за 7 лет).
3. Подпрограмма III "Развитие внутреннего и въездного туризма":
3.1. Увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, с 4 млн. 633 тыс. рублей до 7 млн. 900 тыс. руб.
3.2. Увеличение среднегодовой численности работников организаций сферы туризма с 69 человек до 93 человек.
3.3. Увеличение численности посетителей объектов туристического показа с 30367 человек до 37000 человек.

I. Характеристика текущего состояния сферы
социально-экономического развития Нижневартовского района

Реализация муниципальной программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития Нижневартовского района (далее - район): культура и туризм.

Культура

Нижневартовский район обладает культурным потенциалом, способным оказать особое влияние на формирование социокультурной среды, в том числе на развитие библиотечного дела, сохранения и использования объектов культурного наследия, художественного образования, профессионального искусства, художественно-творческой деятельности и народных художественных промыслов и ремесел.
По состоянию на начало 2013 года культура района представлена многопрофильной сетью учреждений, в том числе:
1 муниципальное автономное учреждение "Межпоселенческая библиотека", включающая в свою структуру 19 библиотек, расположенных в городских и сельских поселениях;
2 музея (муниципальные казенные учреждения), учредителем которых являются администрации поселений района;
10 муниципальных учреждений культурно-досугового типа, имеющих 7 структурных подразделений: (2 автономных - учредитель - администрация района, 8 казенных - учредители - администрации поселений);
5 муниципальных автономных образовательных учреждений дополнительного образования детей;
1 муниципальное автономное учреждение "Межпоселенческий центр национальных промыслов и ремесел".
Кроме того, в составе учреждений культурно-досугового типа действует 15 киноустановок.
Максимальная доступность к культурным ценностям и информации, развитие единого культурного, творческого пространства в районе являются основными показателями повышения качества жизни населения района.
По состоянию на 01 января 2013 года среднесписочная численность работников учреждений культуры составляет 501 человек, из них 357 человек - работники учреждений культуры, 144 человека - работники образовательных учреждений сферы "Культура".
С целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" по результатам проведенного мониторинга средняя заработная плата на одного работника отрасли "Культура" в 1 полугодии 2013 года составила 22948 рублей (в 2012 году - 21752 рубля), на одного работника образовательного учреждения в сфере "Культура" - 34707 рублей (в 2012 году - 32898 рублей).
Прирост среднемесячной начисленной заработной платы по отрасли "Культура" за 2013 год по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 5,5 процентов в целом по отрасли.
Объем платных услуг, оказываемых учреждениями культуры за 2012 год, по отношению к прошлому отчетному периоду увеличился на 7 процентов. Всего в 2012 году получено от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности 3532,7 тыс. руб. (2011 год - 3299,0 тыс. руб.).
В целях обеспечения стимулирования повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, усиления зависимости качества услуг от оплаты труда и введения новых механизмов оплаты труда работников культуры в течение 2010 - 2011 годов проведен переход на отраслевую систему оплаты труда, формирование муниципальных заданий на оказание услуг.
Общедоступные библиотеки являются востребованным социальным институтом, услугами которых пользуется 51 процент жителей района (или 17,3 тыс. читателей). Аналогичный показатель для Ханты-Мансийского автономного округа составляет 27 процентов жителей автономного округа (или 422,3 тыс. читателей).
Начиная с 2011 года, в Нижневартовском районе системно решаются вопросы модернизации материально-технической базы библиотек. В районе функционирует 1 сельская модельная библиотека (в округе в целом - 8), внестационарное обслуживание жителей сельских поселений Нижневартовского районов осуществляет 1 библиобус (в округе в целом - 2, Кондинский район).
Основная задача библиотек - предоставление равного доступа к информационным ресурсам. Решению задачи способствует развитие информатизации общедоступных библиотек. Показатели информатизации библиотечной отрасли района опережают аналогичные характеристики в библиотеках округа. Доля общедоступных библиотек, оснащенных персональными компьютерами, составляет 100 процентов, для сравнения: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее - ХМАО) - 98,2, уровень Российской Федерации (далее - РФ) - 47 процентов, Уральский федеральный округ (далее - УРФО) - 50 процентов. Доля общедоступных библиотек, имеющих доступ к сети Интернет, - 100 процентов, ХМАО - 92 процента (в РФ - 27,5 процентов, в УРФО - 28 процентов). На базе общедоступных библиотек создано 15 центров и 2 точки общественного доступа (ХМАО - 167).
Отличительными особенностями библиотечной отрасли района, как и ХМАО в целом, являются инновационный характер их развития, высокий уровень информатизации.
Несмотря на отмеченные успехи и темпы модернизационных и инновационных преобразований в библиотечной отрасли существует ряд сдерживающих факторов в поступательном развитии данного направления:
Недостаточная обновляемость и комплектование библиотечных фондов (книгообеспеченность жителя района составляет 5 экземпляров (нормативно этот показатель на жителя - до 9 экземпляров на селе), книгообеспеченность пользователя - 10,2 экземпляров (среднероссийский показатель - 16,5 экземпляров).
Уникальным объектом историко-культурного наследия на территории района является Дом купца Кайдалова (конец XIX века), который расположен в селе Ларьяк. Это объект традиционной русской архитектуры, памятник народного зодчества русских северо-западного региона Сибири
Большая научно-исследовательская работа в течение последних 5 лет проведена в бывшем центре Нижневартовского района с более чем трехвековой историей. Данный объект с 2012 года включен в окружную программу по отрасли. В 2012 году Нижневартовскому району выделена субсидия из бюджета автономного округа в размере 12042900,0 руб. Софинансирование местного бюджета составило 1156,0 тыс. руб. Была выполнена корректировка сметной документации, проведены работы по переносу башни радиомачты и узла связи, расположенных вблизи объекта.
В 2013 году окружная субсидия составила более 19 млн. руб., софинансирование местного бюджета - 1034, тыс. руб.
В июле 2013 года общество с ограниченной ответственностью НПО "Северная археология" начали археологические работы на данном объекте, осенью запланировано начало реставрационных работ.
В 2014 - 2015 годах планируется создание на базе данного объекта межпоселенческого музея, отражающего и сохраняющего историю и культуру района во всех проявлениях.
По 236 программам дополнительного образования по 5 видам искусств обучается 982 человека.
К 2020 году при сохранении сети муниципальных детских школ искусств автономного округа в количестве 5 показатель "Число учащихся детских школ искусств на 1000 детей от 7 до 15 лет включительно" будет составлять 26,8 процентов.
С целью развития творческой активности талантливых детей и молодежи, нравственного и эстетического воспитания, совершенствования системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи администрация района ежегодно проводит конкурсы, фестивали, концерты, выставки, творческие состязания, мастер-классы, что создает условия для повышения мотивации учащихся в овладении исполнительским мастерством.
Успешное участие учащихся в международных, всероссийских, региональных и областных конкурсах, фестивалях, выставках свидетельствует о надлежащем качестве системы художественного образования, сложившейся в Нижневартовском районе. География участия одаренных детей в конкурсах очень обширна и включает в себя города Российской Федерации, страны ближнего и дальнего зарубежья.
Динамичному развитию художественного образования препятствуют следующие факторы:
недостаточный уровень материально-технического оснащения муниципальных детских школ искусств района: только 1 (из 5-ти) муниципальная детская школа искусств располагается в типовом здании. Все 5 муниципальных школ искусств нуждаются в обновлении парка музыкальных инструментов, современном оборудовании, методической литературе.
Потребность в учебно-методических материалах составляет более 200 единиц, из которых большую часть составляют пособия по музыкальной литературе. Потребность в оборудовании от количества имеющихся технических средств и оборудования составляет в целом по школам искусств 66 процентов.
В последние годы произошло качественное обновление киносети района, появились современные комфортабельные киноустановки. В районном муниципальном автономном учреждении "Дом культуры "Геолог" пгт. Новоаганска по муниципальной целевой программе "Сохранение и развитие культуры и искусства Нижневартовского района на 2011 - 2013 годы" приобретено и установлено современное цифровое кинопроекционное оборудование с функцией воспроизведения 3D-формата, что позволило сельскому жителю получать современную киноуслугу одновременно со зрителями всего мира. За 2011 - 2012 годы число кинозрителя в районе выросло практически на 100 процентов.
На текущий 2013 год количество киноустановок в районе составляет 15 единиц с общим количеством посадочных мест 2108 единиц. Киноустановками в 2012 - 2013 годах было проведено 3390 публичных киносеансов, преимущественно некоммерческого кинопоказа. Кинозалы Нижневартовского района ежегодно посещает более 20 тыс. человек.
В настоящее время выделяются несколько блоков взаимосвязанных проблем в развитии данного направления:
отсутствие квалифицированного персонала, способного внедрять инновационные методы привлечения зрителя, развития интегрированных форм организации работы в кинозалах в условиях сельских поселений. Следствие этого - острая потребность в обучении кадров;
отсутствие системного обновления кинопродукта.
В последние годы большой интерес общества обращен к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству как фактору сохранения единого культурного пространства. Учреждения культурно-досугового типа стремятся удовлетворить широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Востребованность населением района услугами культурно-досуговых учреждений высока, среднее количество в 1 клубном формировании в районе составляет 12 человек, в ХМАО - 18 человек (УРФО - 15, РФ - 14), учитывая высокий показатель среднего числа клубных формирований на одно учреждение - 11 единиц, ХМАО - 20 единиц (УРФО - 8, РФ - 9).
Среднее число культурно-массовых мероприятий для детей на 1 учреждение по району составляет 57, РФ - 60 единиц.
Основными центрами художественно-творческой деятельности являются клубные учреждения, на базе которых функционирует 189 клубных формирований с числом участников 2215 человек.
Одним из основных направлений деятельности клубных учреждений является укрепление межнациональных отношений, сохранение и развитие культуры, традиций и обрядов разных народов, населяющих Нижневартовский район. В учреждениях культурно-досугового типа работает 101 коллектив художественной самодеятельности, в которых занимается 1027 участников.
В настоящее время в данном секторе культуры наблюдается ряд проблем, требующих неотложного решения:
устаревание применяемых технологий и форм работы, и как следствие - потребность в обучении кадров;
утрата нематериального культурного наследия народов, населяющих Югру, острая потребность в сохранении, восстановлении и пополнении собраний фольклорно-этнографических материалов, перевод их в электронную форму;
недостаточная квалификация кадров.
В контексте данной муниципальной программы учреждения культурно-досугового типа района рассматриваются как базис проведения муниципальной политики по гражданской и культурной самоидентификации населения, по возрождению и сохранению самобытной культуры, по адаптации мигрирующего населения к традициям и культуре этносов, традиционно проживающих на территории района.
В сфере народных художественных промыслов и ремесел района задействовано более 20 человек. В целом для района характерно преобладание индивидуальных мастеров, а также концентрация мастеров в творческих мастерских Центра национальных промыслов и ремесел. В районе ведется планомерная работа по восстановлению художественных промыслов и ремесел, традиционно бытовавших на территории, по введению в оборот и популяризации утраченной материальной культуры коренных малочисленных народов Севера.
Несмотря на то, что ведется комплексная работа в данной сфере, существует ряд проблем:
остается проблема повышения квалификации специалистов, мастеров, работающих в народном и декоративно-прикладном искусстве на территории района, поддержка Центра национальных промыслов и ремесел;
недостаток специализированных оборудованных мастерских для организации работы мастеров художественного промысла.
Основные направления по развитию культуры:
тема сохранения уникального культурного наследия, целостной среды в единстве ее природного и культурного ландшафта - приоритетные направления культурной политики до 2020 года на период до 2030 года.
Реализация такого подхода предполагает:
качественное изменение подходов к оказанию культурных услуг и выполнению работ в культуре, а также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня работников, укреплению кадрового потенциала отрасли;
преодоление значительного отставания учреждений культуры района в использовании современных информационных технологий, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов библиотек в интерактивных форматах, сохранение и включение в общественный оборот уникального нематериального культурного наследия района;
повышение эффективности управления отраслью на всех уровнях управления, объединение усилий муниципального и независимого (частного) секторов культурного комплекса, в частности туризма, для предоставления качественного культурного продукта жителям и гостям района;
усиление социальной направленности культурной политики в районе, обеспечение поддержки учреждений культуры и искусства, а также творческих деятелей;
доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
стимулирование культурного разнообразия через создание условий для развития профессионального искусства, самодеятельного художественного творчества, народных художественных промыслов и ремесел, традиционной народной культуры и национальных культур народов, проживающих на территории района;
создание благоприятных условий для вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность;
внедрение инновационных форм электронного досуга населения и повышение престижа чтения и его продвижение в местном сообществе;
модернизация имущественного комплекса, в том числе устранение нарушений требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объектов культуры на региональном и муниципальном уровнях, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и учреждений образования в культуре.

Туризм

Туризм в современной жизни общества играет все более важную роль в силу своего непосредственного воздействия как на социальную, так и на экономическую сферы.
Нижневартовский район - самое крупное по площади муниципальное образование в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Его протяженность с запада на восток - 620 км, с севера на юг - 370 км. На его территории протекает более 2 тысяч рек и расположено более 2 тысяч озер. Более 80 крупных месторождений углеводородного сырья находится на территории района. Район обладает уникальным сосредоточением профессиональных трудовых ресурсов, развитой инфраструктурой, обладает хорошими возможностями для будущего роста экономики.
Нижневартовский район обладает уникальным самобытным историко-культурным, природным и человеческим потенциалом, который является серьезной предпосылкой для развития этнографического туризма.
В настоящее время рекреационные ресурсы Нижневартовского района используются не в полной мере. Развитие туристской отрасли на территории Нижневартовского района позволит решить сразу несколько социально-экономических проблем. Во-первых, повысить уровень знаний об истории и культуре Нижневартовского района и Югры в целом среди жителей (особенно молодежи) региона, гостей из других областей России, а также иностранных туристов. Во-вторых, рационально использовать рекреационные ресурсы района, повысить занятость населения (в том числе коренного) за счет развития туристской отрасли. В-третьих, интенсифицировать экономическую активность предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в сфере предоставления туристских, транспортных, гостиничных услуг, торговли, общественного питания, развлечения и смежных отраслях.
Наличие ресурсов в Нижневартовском районе создает предпосылки для развития культурно-познавательного, этнографического (включая событийную составляющую), экологического, спортивного, водного, активного (горнолыжный, пешеходный, горный), сельского.
По состоянию на начало 2013 года на территории Нижневартовского района официально в сфере внутреннего и въездного, этнографического туризма занято 7 предпринимателей, 6 из них из числа коренных малочисленных народов Севера. Количество коллективных средств размещения в Нижневартовском районе - 2 единицы (пгт. Излучинск - гостиница "Вах", район поселка Ермаковский - база отдыха "Трехгорье" гостиница "Вертикаль"). Работают 2 музея, 1 Центр национальных промыслов и ремесел, 2 музейные комнаты, 1 горнолыжная база. Жителям и гостям округа предлагается 20 туристских программ, в основном этнографической направленности.
Существуют факторы, благоприятствующие развитию туризма в районе:
наличие туристской инфраструктуры и туристского потенциала;
рост доходов населения района и, как следствие, увеличение спроса на услуги баз отдыха, услуг стойбищ, музеев, что во многом связано с ростом благосостояния населения;
рост интереса иностранных туристов к экзотическим территориям, к которым, в известной степени, может быть причислен и Нижневартовский район.
Указанные предпосылки позволяют рассматривать Нижневартовский район как туристский регион, имеющий определенную перспективу на региональном, внутреннем российском рынке и международном туристском рынке.
Основные проблемы в туризме: в настоящее время основной проблемой в развитии туризма в Нижневартовском районе является удержание и повышение конкурентоспособности туристского комплекса района в условиях возросшей межрегиональной конкуренции за перераспределение туристских потоков. Решение обозначенной проблемы требует внедрения в систему государственного регулирования туристской деятельности новых подходов и методик, более эффективно консолидирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и сервиса. Задачей на будущий (плановый) период ставится возвращение устойчивых поступательных темпов развития отрасли. Туризм как агрегированная отрасль экономического развития представляет собой социально ориентированный инновационный комплекс направлений, обеспечивающий в режиме экологической безопасности пополнение национальных, региональных и местных бюджетов, рост занятости и самозанятости населения, создание условий для восстановления работоспособности, поддержания и укрепления здоровья людей.
Проблемами развития туризма в Нижневартовском районе являются:
недостаток информации о туристских возможностях района у российских и иностранных участников туристского рынка (туроператоров, турагентов, потенциальных инвесторов, туристов);
невысокое качество, малая оригинальность, неширокий ассортимент и отсутствие комплексности внутрирегиональных туристских продуктов, предлагаемых туристскими фирмами;
недостаток инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма, его инфраструктуры, на продвижение туристских возможностей;
недостаточно развитая транспортная инфраструктура района, не позволяющая в полной мере использовать в туристских целях памятники культурно-исторического наследия, а также уникальные природные объекты.
Приоритетными направлениями развития в сфере туризма в районе являются:
определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития (разработка туристических маршрутов на территории Нижневартовского района в I квартале 2014 года);
формирование представления о районе как о субъекте, благоприятном для туризма (предоставление в I квартале 2014 года на согласование предложений по созданию краеведческого музея, отражающего историю и современность района: культуру, традиции бытования народов, проживающих на территории района, этапы становления современного района, развитие различных отраслей экономики, предложений по расширению функций существующих учреждений музейного типа в части привлечения посетителей из числа туристов);
поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального, этнографического и самодеятельного туризма.
Обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма является одним из приоритетов при осуществлении перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития региона.
Создание условий для развития туризма рассматривается как важный вклад в формирование здорового образа жизни населения и приобщения к истории региона.

II. Цели, задачи и показатели их достижения

Формулировка целей определяется приоритетами государственной и муниципальной политики, ключевыми проблемами и современными вызовами, установленными полномочиями в рассматриваемых отраслях культуры и туризма.
Цель 1. Сохранение и популяризация культурного наследия Нижневартовского района, привлечение внимания общества к его изучению, повышение качества культурных услуг, предоставляемых в области библиотечного дела.
Цель 2. Обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, реализация творческого потенциала жителей Нижневартовского района.
Цель 3. Создание условий для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в Нижневартовском районе, расширения спектра туристских услуг для жителей района, автономного округа, российских и иностранных граждан.
Достижение заявленных целей потребует решения следующих задач:
создание условий для модернизационного развития общедоступных библиотек Нижневартовского района;
сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижневартовского района;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
внедрение соревновательных методов и механизмов выявления, сопровождения и развития талантливых детей и молодежи Нижневартовского района;
создание условий для развития профессионального искусства;
создание благоприятных условий для художественно-творческой деятельности и развития народных художественных промыслов и ремесел;
стимулирование культурного разнообразия, создания в Нижневартовском районе условий для диалога и взаимодействия культур;
создание действенной адресной системы поддержки деятелей культуры и искусства Нижневартовского района;
усиление социальной направленности культурной политики в Нижневартовском районе;
создание условий для функционирования учреждений дополнительного образования в сфере культуры;
создание условий для функционирования муниципального автономного учреждения "Межпоселенческая библиотека";
создание условий для функционирования учреждений культурно-досугового типа;
создание условий для функционирования муниципального автономного учреждения "Межпоселенческий центр национальных промыслов и ремесел";
формирование эффективного механизма управления в сфере туризма Нижневартовского района;
информационное, инновационное и методическое обеспечение туристской отрасли;
продвижение туристских возможностей Нижневартовского района.
Основными ожидаемыми результатами решения задач муниципальной программы должны стать:
Подпрограмма I "Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации":
увеличение количества библиотечных книг на 1000 жителей с 5229 экземпляров до 6494 экземпляров;
увеличение доли библиотечных фондов общедоступных библиотек Нижневартовского района, отраженных в электронных каталогах, с 33,5 процентов до 55,5 процентов;
увеличение числа посещений веб-сайтов библиотек Нижневартовского района удаленными пользователями с 7950 человек до 8050 человек;
увеличение объема баз данных библиотек Нижневартовского района собственной генерации, в том числе электронных каталогов, с 60670 записей до 109670 записей;
увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей с целью увеличения числа выявленных юных талантов и их поддержки с 26,8 процентов до 27 процентов детей;
увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры, с 392 процентов до 420 процентов населения;
увеличение количества выдающихся деятелей культуры и искусства, молодых талантливых авторов, удостоенных мер муниципальной поддержки (гранты, премии, стипендии), с 12 до 15;
увеличение количества кинозрителей, посетивших публичные киномероприятия, организованные муниципальными учреждениями, с 4831 человек до 9414 человек;
увеличение количества посетителей культурно-досуговых мероприятий, организованных муниципальными культурно-досуговыми учреждениями, с 184,118 тысяч человек до 295,000 тысяч человек;
доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы по региону до 100 процентов;
доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений дополнительного образования до средней заработной платы по экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 100 процентов.
Подпрограмма II "Укрепление единого культурного пространства в Нижневартовском районе":
рост числа участников в региональных общероссийских конкурсах, фестивалях не менее чем на 50 чел.;
сохранение контингента обучающихся по всем реализуемым программам (982 чел.);
сохранение количества реализуемых образовательных программ (236);
рост концертно-исполнительской, выставочной деятельности учащихся, преподавателей, концертмейстеров не менее чем на 10 ед. ежегодно;
сохранение количества концертных коллективов преподавателей и учащихся (45);
рост количества пользователей библиотек в год на 100 человек с 46,8 до 47.
рост числа посещений библиотек в год на 1000 человек с 3372 раз до 3400 раз.
количество новых поступлений в библиотеки в год - не менее 5000;
увеличение объема баз данных собственной генерации, в том числе электронных каталогов, не менее 5000 зап.;
рост числа мероприятий, проведенных библиотекой в год (не менее 100 ед.);
тираж библиографических и методических изданий библиотеки в год - 4 ед.
количество баз данных, внесенных в электронные каталоги библиотеки в год, - 3 ед.;
рост числа пользователей библиотеки на 1000 населения на конец года с 475 до 500;
рост библиотечного фонда на 1000 чел. населения на конец года с 5230 до 6494;
число новых поступлений - 250 ед. на 1000 населения на конец года;
рост числа посетителей массовых мероприятий к числу прошлого года, в том числе: детей, представителей льготной категорий, - на 1 процент ежегодно;
рост количества культурно-досуговых мероприятий, в том числе числа мероприятий, проводимых силами самодеятельных коллективов учреждений, - на 3 процента ежегодно;
рост количества выставок - на 10 единиц ежегодно;
рост числа посетителей культурно-досуговых мероприятий - на 1 процент ежегодно;
увеличение количества коллективов самодеятельного народного творчества учреждения - на 1 ежегодно;
число ежегодно вводимых забытых технологий ремесел (1 ед. в год);
число посетителей культурно-досуговых мероприятий (чел., с ростом не менее 6 процентов);
количество мастеров, обученных за год (по технологиям, чел.), - 2.24, количество изданных методических пособий (6 шт. ежегодно);
число пользователей информационно-методическими услугами (чел.).
Подпрограмма III "Развитие внутреннего и въездного туризма":
увеличение количества реализуемых с помощью средств (грантов) района с 1 до 12 проектов;
увеличение количества организованных мероприятий (выставок, конференций, совещаний, ознакомительных поездок и др.) и участие в выездных мероприятиях, направленных на продвижение туристского потенциала Нижневартовского района, с 1 до 2 ежегодно.

Основные ожидаемые конечные результаты
реализации муниципальной программы

Основными ожидаемыми результатами достижения целей муниципальной программы должны стать:
Подпрограмма I "Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации":
увеличение доли объектов культурного наследия, вовлеченных в региональное социокультурное пространство, от общей доли объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижневартовского района, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с 50 процентов до 100 процентов;
увеличение количества кинозрителей с 4831 тыс. человек до 9414 тыс. человек;
повышение уровня удовлетворенности жителей Нижневартовского района качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры района, до 98 процентов.
Подпрограмма II "Укрепление единого культурного пространства в Нижневартовском районе":
успеваемость учащихся (100 процентов);
доля выпускников учреждений, поступивших в профильные ссузы, вузы (не менее 1,5 процентов);
среднее число посещений библиотеки 1 читателем за год - 7 ед.;
обращаемость библиотечного фонда составит не менее 2,1 раза в год;
книгообеспеченность пользователей библиотеки - 12,8 шт.;
объем электронных каталогов библиотек к общему объему фондов (56,9 процентов);
динамика увеличения электронных каталогов библиотеки до 37,2 процентов;
увеличение удельного веса населения, принимающего участие в мероприятиях учреждений, на 1 процент ежегодно;
среднее число посетителей культурно-досугового мероприятия - не менее 30;
доля коллективов, имеющих звание "Народный (образцовый) самодеятельный коллектив" - 22,63 процента;
среднее число посетителей культурно-досуговых мероприятий (55 чел.);
количество мастеров, имеющих звание "Народный мастер России", (5 чел.);
количество культурно-досуговых мероприятий (469 ед. за 7 лет);
количество научно-исследовательских мероприятий (28 ед. за 7 лет);
количество проведенных экскурсий (441 ед. за 7 лет).
Подпрограмма III "Развитие внутреннего и въездного туризма":
увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, с 4 млн. 633 тыс. рублей до 7 млн. 900 тыс. руб.;
увеличение среднегодовой численности работников организаций сферы туризма с 69 человек до 93 человек;
увеличение численности посетителей объектов туристического показа с 30367 человек до 37000 человек.
Значения показателей муниципальной программы в течение срока ее реализации представлены в приложении (не приводится) к муниципальной программе 1.

III. Обобщенная характеристика программных мероприятий

Для достижения заявленных целей и решения поставленных задач предусмотрена реализация 3 подпрограмм:
1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации.
2. Укрепление единого культурного пространства в Нижневартовском районе.
3. Развитие внутреннего и въездного туризма.
Система целей, задач и программных мероприятий каждой подпрограммы наиболее полно охватывает весь диапазон приоритетных направлений развития культуры и туризма в Нижневартовском районе и в максимальной степени будет способствовать достижению целей и конечных результатов муниципальной программы.
Программные мероприятия приведены в приложении 2 (не приводится) к муниципальной программе.

IV. Механизм реализации муниципальной программы

Механизм управления муниципальной программой включает:
разработку и издание правовых актов, соглашений, договоров, протоколов о намерениях и иных документов, необходимых для выполнения муниципальной программы;
ежегодное формирование перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых целевых показателей реализации муниципальной программы;
обеспечение управления муниципальной программой, эффективное использование средств, выделенных на реализацию муниципальной программы;
предоставление отчета о выполнении муниципальной программы;
информирование общественности о ходе и результатах реализации муниципальной программы, финансировании программных мероприятий, в том числе о механизмах реализации отдельных мероприятий муниципальной программы.
Ответственный исполнитель - управление культуры администрации района:
обеспечивает разработку и утверждение муниципальной программы и внесение в нее изменений;
размещает проект муниципальной программы и изменения в нее на официальном веб-сайте администрации района для рассмотрения и подготовки предложений органами местного самоуправления муниципальных образований поселений, населением, бизнес-сообществами, общественными организациями;
организует реализацию муниципальной программы, формирует предложения о внесении в нее изменений в соответствии с установленными Порядком требованиями и несет ответственность за достижение ее целевых показателей, а также конечных результатов ее реализации;
предоставляет по запросу комитета экономики администрации района сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации муниципальной программы;
проводит оценку эффективности подпрограмм и (или) отдельных мероприятий муниципальной программы;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности реализации подпрограмм и (или) отдельных мероприятий муниципальной программы и подготовки годового отчета;
рекомендует соисполнителям осуществить разработку отдельных мероприятий и планов их реализации;
осуществляет подготовку отчета и предоставляет его в комитет экономики администрации района в сроки, установленные Порядком.
Соисполнители:
участвуют в разработке и осуществляют реализацию программных мероприятий;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности реализации подпрограмм и (или) отдельных мероприятий муниципальной программы и подготовки годового отчета.
Реализация отдельных мероприятий подпрограммы 1 осуществляется на основе муниципальных контрактов (договоров) на оказание услуг, выполнение работ для муниципальных нужд, заключенных установленном порядке.
Реализация программных мероприятий подпрограммы 1, 3 муниципальными автономными учреждениями культуры осуществляется путем предоставления субсидии на иные цели. Реализация программных мероприятий подпрограммы 2 муниципальными автономными учреждениями культуры осуществляется в соответствии с муниципальными заданиями на оказание муниципальных услуг, целевыми показателями по отдельным задачам данной подпрограммы путем предоставления субсидии на оказание муниципальных услуг.
Предоставление бюджетных средств на реализацию мероприятий муниципальным автономным учреждениям культуры осуществляется в соответствии с заключенным Соглашением между управлением культуры администрации района и муниципальным автономным учреждением на предоставление субсидии, в том числе на иные цели.


------------------------------------------------------------------